audiohobby.ru audiohobby.ru

Аналоговая фильтрация

Схемы аналоговых фильтров для ЦАП. Дискретные реализации аналоговых фильтров для ЦАП.

Различных версия фильтров получилось уже немало. В личку все больше сыпется вопросов на тему, что выбрать. 

Чтобы не отвечать каждому и чтобы моя оценка не была единственной, слух все же у  всех разный и предпочтения. Предлагаю в комментариях к статье поделиться своими впечатлениями о фильтрах.

Просьба только указывать, на каком ЦАП-пе слушали. При желании распишите подробнее свой сетап.

+45

По схеме фильтр похож на ранее опубликованный AH-F5 Pro, но применение новых компонентов позволило получить существенно более интересные результаты звучания. 

Так в качестве входной сборки дифференциального каскада была использована jfet сборка JFE2140, а в выходном каскаде полевые транзисторы КП902.

+65

Фильтра AH-F10 с балансным выходом сделаны были специально для любителей перебирать ОУ.

+15

Фильтр AH-F9 полностью повторяет штатный фильтр ЦАП-а AH-D9 Pro. Фильтр имеет стандартный небалансный выход. Плата выполнена в 4 слоя.

+20

Идея использования трансформаторов в качестве аналогового фильтра уже была реализована в ЦАП AH-D7T, который я в своё время собрал, подключив к нему выходные буферы на JFET. С удовольствием «слушаю» эту конструкцию до сих пор, и меня очень устраивает получаемый от неё звук. Было интересно попробовать аналогичный фильтр с буфером в ЦАП AH-D16 Pro, и результат оправдал ожидания.

+55

Признаться, выпуск описываемого фильтра в мои планы не входил. Он разработан на основе схемы умощнённого каскада от Lynx Audio на ОУ 544УД2 с германиевым буфером натранзисторной сборке ГТС609. Ссылку на эту интересную схему мне прислал Денис, и просто стало ужасно любопытно, как она будет «звучать» в аналоговом фильтре для ЦАП AH-D16 Pro. По результатам исследования, проведённого автором исходной схемы, спектр искажений даже при низкоомной нагрузке получается экспоненциально спадающим, что позволяет ООС ОУ достаточно эффективно их подавлять. Мне понравилась «музыкальность» звучания аналогового фильтра на основе такого каскада. В схеме используются отечественные активные компоненты, которые пока ещё можно раздобыть, поэтому аналоговый фильтр получился в этом смысле «антисанкционным» и относительно недорогим.

+45

По схемотехнике фильтр во многом повторяет схему усилителя для наушников AH-P5 с балансным входом, который хорошо себя показал при использовании в роли аналогового фильтра ЦАП.

Данная версия аналогового фильтра рекомендована к использованию совместно ЦАП-ами AH-D16/17.

+35

В ожидании прибытия деталей для аналогового фильтра AH-F7решил попробовать собрать свой вариант фильтра, совместимого с линейкой AH-Fx, на ОУ AD744 и полевых транзисторах с горизонтальной структурой КП902А (2П902А) на выходе. Его «звучание» в составе ЦАП AH-D16 Pro мне очень понравилось, поэтому решил поделиться получившейся конструкцией.

+40

Модуль AH-F16 аналогового фильтра для ЦАП с балансным выходом

Печатная фильтра AH-F16 полностью повторяет штатный фильтр, разведенный на плате новых ЦАП-пов:  AH-D12AH-D16, AH-D17. Для удешевления производства сама плата F16 переразведена в 2 слоя. Это немного сказывается на максимально достижимых параметрах. Штатный 4-слойный фильтр на плате измеряться должен еще лучше, но сменная плата дает большую универсальность и простор для сравнений различных реализаций фильтров.

Важно отметить, что AH-F16 подходит как для балансного так и для небалансного съема сигнала.

 

+5

Я давно обратил внимание на то, что при прослушивании с одного и того же источника звука различных музыкальных композиций их тембровая окраска различается, несмотря на то, что профессиональным звукорежиссёрам принято доверять. По-разному могут звучать, например, грампластинки, или радиостанции, принимаемые плеером через цифровой поток. На восприятие тембровой окраски может влиять и акустика помещения, и даже настроение. Иногда может показаться, что не хватает, к примеру, низких частот. Считается, что в хорошем звуковом тракте регулятор тембра не нужен. Для экспериментов я всё же решил собрать регулятор тембра, главное, чтобы не было заметно на слух вносимых им искажений при «нулевых» положениях регуляторов. Здесь рассматривается  вариант конструкции пассивного регулятора тембра, основанной на статье В. П. Матюшкина «Физиологическое регулирование тембра», «Радиоаматор», N10, 1999, с.4,5, N11, 1999, с.6,7. К регулятору тембра добавлен высококачественный предусилитель, а также цифровой блок управления с миниатюрным графическим OLED дисплеем, на котором в виде графика схематично отображается текущая АЧХ регулятора. Предусмотрено как кнопочное, так и ИК управление с пульта. Всю конструкцию удалось вместить в довольно компактный пластиковый корпус Gainta G747 размерами 225x165x40 мм.

+85

Данная версия аналогового фильтра специально проектировалась для новой линейки ЦАП AH-D1х. При использовании качественных компонентов показала хорошие результаты по звуку и по стабильности нуля на выходе. 

+20

Еще давно для сборки качественного ЦАПа мною была приобретена микросхема PCM1794. К сожалению, в экспериментах с ней мне не удалось добиться желаемого звука, заметно превосходящего звук твикнутого мной Asus Xonar ONE. Поэтому макет с PCM-кой был отправлен пылиться на полку. И вот недавно я решил опробовать дискретный выхлоп. Первым делом на макете был собран выхлоп по мотивам Семигора. Результат мне понравился, с дискретным выхлопом ЦАП звучал весьма приятно, появилось желание переслушать старые записи, чего я не замечал с старым выхлопом на операционниках.  

В ходе дальнейшего совершенствования было решено применить jet-полевики 2sk117/2sk170 в дифкаскаде. Субъективно, с полевыми транзисторами звук стал еще более ровным и легким.

Дискретный выхлоп для PCM1794 / PCM1796

Дальнейшие эксперименты привели меня к следующей схеме дискретного выхлопа для PCM1794:

Преобразователь ток-напряжение выполнен на резисторе (R1 и R2),  cумматор на дискретных элементах.

+1