audiohobby.ru audiohobby.ru

Мультиформатный ЦАП AH-D5.5 на ak4495

Цап на ak4495 попросил меня сделать один хороший знакомый, которому уж больно нравится звучание этого чипа. Ну а так как у меня давно валялась на полке полу разобранная плата ЦАП на ak4495, сделанная мной еще ЛУТ-ом, то я решил дать ей вторую жизнь. Много выдумывать не пришлось, взял за основу конструкцию AH-D6 и за пару дней был готов проект платы под новый ЦАП.

AH-D5.5 ЦАП на ak4495

Сначала я думал сделать его со значительными упрощениями относительно D6, но потом решил много не придумывать и просто сделать аналогичную конструкцию схожего уровня. В части аналогового фильтра были учтены пожелания товарища, но об этом ниже.

Сема ЦАП AH-D5.5 на ak4495

Схема питания аналоговой части полностью повторяет AH-D6.

Схема ЦАП на ak4495, AH-D5.5

А вот в цифровой части по сравнению с AH-D6 наблюдаются значительные упрощения, теперь используется одни стабилизатора LM1117-3.3 для питания цифровой части ЦАП (AK4495), микроконтроллера и гальванической развязки.

Сема аналогового фильтра ЦАП AH-D5.5 на ak4495

В Аналогом фильтре с учетом пожеланий «заказчика» решено было взять на вооружение в AH-D5.5 идею с дополнительным ОУ, предложенную «Алексом с Вегалаба» в его ATDAC-10.

Так для преобразования дифференциального сигнала в не дифференциальный, один из выходов ФНЧ инвертируется дополнительным ОУ и складывается с другим выходом ФНЧ в выходном каскаде.

Схема аналогового фильтра ЦАП на ak4495

В аналоговом фильтре предлагается использовать стерео ОУ: в ФНЧ OPA1656, далее с ухудшением OPA1642 (полные аналоги OPA2141 и прецизионный OPA2140), OPA1652, AD823. Второй ОУ: LME49720, LT1469, OPA1656, OPA2156.

Питание ЦАП AH-D6

Для питания ЦАП-а AH-D5.5 требуется 4 или 5 (питание цифры и питание тактовых генераторов можно сделать общим п.4 и п.5) линий питания.

  1. +15...+18В, потребление 30-50мА — питание ОУ аналогового фильтра (плюс);
  2. -15...-18В, потребление 30-50мА — питание ОУ аналогового фильтра (минус);
  3. +9...+14В, потребление 120-160мА — питание аналоговой части AK4493/AK4490 и реле
  4. +5В, потребление 20-60мА - питание цифровой части AH-D6 (стабилизированное)
  5. +5В, потребление 10-100мА — питание тактовых генераторов (стабилизированное)

Печатная плата

Цап AH-D5.5 выполнен на двусторонней печатной плате размером 100х69мм.

Цап AH-D5.5 3D-вид печатной платы

Замеры искажений

AH-D5.5 Спектр выходного сигнала 1кГц, -10Дб

Спектр выходного сигнала 1кГц, -10Дб (24bit. 96кГц)

AH-D5.5 Спектр выходного сигнала 1кГц, -3Дб

Спектр выходного сигнала 1кГц, -3Дб (24bit. 96кГц)

Как показали эксперименты сильно завышать питание VDDL/R относительно Vref для AK4495 не имеет смысла, оптимальной для AK4495SEQ оказалась разница в 0.15-0.3В. Как можно видеть на практике, если не гнаться за S/N и не повторять низкоомный фильтр из даташита, то уровни искажений ak4495 сравнимы с ak4490.

Разъём I2S

Интерфейсно ЦАП полностью совместим с AH-D6

Разъём i2s имеет распиновку Lynx Audio. Контакты 2, 4, 6, 8 — земля ЦАП-а. Контакт 9 — питание гальванической развязки Bolero / Charleston +3,3 со стороны ЦАП-а.

Контакты 1, 3, 5, 7 — сигналы шины i2s:

ФорматPin 1Pin 3Pin 5Pin 7
PCMBCK INSDATA INLRCK INMCLK IN/OUT
DSDDSD BCK INDSD LEFT INDSD RIGHT INMCLK IN/OUT

Контакт 10 — сигнал сброса ЦАП-а при смене частоты дискретизации или PCM/DSD режима. Низкий логический уровень — нормальная работа, высокий логический уровень — сброс. Данный сигнал не является обязательным. Микроконтроллер сам отслеживает изменение режимов и подает необходимые сигналы сброса для AK4490, но для предотвращения щелчков при смене потока PCM->DSD или срыве DSD потока необходимо, чтобы транспорт заранее подавал соответствующие сигналы. По умолчанию контакт 10 подтянут к уровню «1».Таким образом по умолчанию ЦАП находится в режиме сброса, а замыкание пина 10 на землю переводит ЦАП в рабочий режим.

Разъем CONTROL

По умолчанию все сигнальные пины разъема CONTROL подтянуты к уровню «1».

Другими словами по всем разъемам управления имеет место инвертированная логика относительно наличия джампера. Его присутствие задает логический 0, а отсутствие — 1.

Контакт 1 — сигнал включения нужного генератора мастерклока (на частоту х44.1кГц либо х48.0кГц). Если в конфигурации выбран ведомый режим (см. CONFIG), то данный пин не используется.

Контакт 3 — сигнал Connect. ЦАП активен, если уровень «0». При подаче «1» ЦАП переходит в режим Mute.

Контакт 7 — сигнал PCM/DSD. Уровень «0» определяет наличие DSD потока на выходе. Для PCM потока — уровень «1».

Контакты 5, 9 — На них выдаются уровни в зависимости от текущей частоты дискретизации:

Частота дискретизацииPin 9Pin 5
44.1кГц/48.0кГц/DSD6400
88.2кГц/96.0кГц/DSD12801
176.4кГц/192.0кГц/DSD25610
352.8кГц/384.0кГц/DSD51211

Если в CONFIG выбрана опция автоматического определения частоты дискретизации, значения контактов 5 и 9 игнорируются.

Разъем CONFIG

По умолчанию все сигнальные пины разъема CONFIG подтянуты к уровню «1». Установка джампера устанавливает уровень«0».

Контакты 1, 3 задают режим работы цифрового фильтра:

Режим фильтраPin 1 (SLOW bit)Pin 3 (SD bit)
Sharp roll-off filter00
Slow roll-off filter10
Short delay Sharp roll-off filter01
Short delay Slow roll-off filter11

Контакт 5 — режим тактования ЦАП-а. Уровень «1» (отсутствие джампера) задает ведущий режим (master mode). При подаче «0» (присутствие джампера) устройство переходит в ведомый режим (slave mode), другими словами цап должен тактироваться вешним клоком. При этом оба тактовых генератора на боту ЦАП-а полностью отключаются.

Контакт 7 — режим определения частоты дискретизации. Если уровень «1» (отсутствие джампера), то частота мастер клока и частота дискретизации определяются автоматически (AK4493 — Auto Setting Mode, ACKS bit = “1”). Если «0» (присутствие джампера), то частота MCLK определяется автоматически, а частота дискретизации передается с транспорта, задается пинами управления 5 и 9.

Контакт 9 — включение аппаратного сброса (начиная с версии прошивки v2.0). При уровне «1» (отсутствие джампера) при смене сетки частот или смене формата отрабатывает софтовый сброс (reset by RSTN bit). При уровне 0 (присутствие джампера) сброс производится с помощью PDN пина ak4495.

Первый режим предпочтительнее, так как дает меньшее щелчков в случае отсутствия реле / отсутствии сигнала rst / mute с транспорта. Проблем с программным сбросом у ak4495 не наблюдал, но если проводить аналогию с ak4490, то они могут иметь место в чипах из ранних партий. В случае возникновения проблем, рекомендуется воспользоваться вторым режимом.

Прослушивание

Товарищ, по просьбе которого и было создано устройство, остался доволен звучанием макетного экземпляра. Думаю подробности он сам оставит в комментариях, как закончит сборку всей конструкции. От его китайского ЦАП-а «ustars» остался только один ak4495 ))).

На мой взгляд ЦАП имеет очень мягкую, приятную достаточно мягкую подачу, но с несколько меньшей детальностью, чем у AH-D6, складывается ощущение, что некоторые мелкие детали скрылись или отошли на второй план. Мне в целом такая подача понравилась. Во многом его звучание напоминает AK4399, но с лучше проработкой нижнего звукового диапазона. Думаю, устройство получилось удачным, и по праву должно найти своих «фанатов».

Примечание

Для корректной работы прошивки версии 2.0 и выше обязательно требуется установить частоту работы микроконтроллера в 1Мгц.

Часть 2. Компактный модуль питания AH-PW6-mini (без линии питания транспорта)

Часть 3. Полный модуль питания AH-PW5 (есть доп. линия для питания транспорта)

Часть 4. Инструкция по прошивке микроконтроллера Atmega88

Часть 5. Плата адаптера для USB модуля Amanero (можно рассмотреть как дешевую альтернативу транспортам Bolero и Charleston)

Часть 6. Ветка форума для обсуждению вопросов по отладке своих сборок AH-D5.5

Ссылка для заказа печатных плат в Китае

Вложение:
ah-d5-5-dac-scheme.png 173 Кбскачан 109 раз
Вложение:
ah-d5-5-output-stage.png 95 Кбскачан 287 раз
+10
0
Valentin Valentin 5 лет назад #
Добрый день. Думаю вариант очень хороший для ценителей теплого звука
+1
Astaro Astaro 5 лет назад #
Хм.. а мой наоборот слегка ярчит —)) и да, бас получше 4399-го.
+1
Astaro Astaro 5 лет назад #
А по верхней частоте срез фильтра где?
0
TSC TSC 5 лет назад #

О! Как это я не заметил, что проект на 4495 уже давно выложен?! Спасибо.

Андрей сделайте, пожалуйста, рендеры платы с обеих сторон без комплектующих и в хорошем разрешении для более тщательного ознакомления.

Какая прошивка для этого цапа?

0
admin admin 5 лет назад #

Опубликую в ближайшие 2 недели платы и выложу прошивку. Она под ak4495 нужна своя, с прошивкой от ak4490 буду проблемы с dsd.

Времени у самого нет, отдал цапу на тестирование знакомому. Заодно он и свой экземпляр собирает и проверяет.

0
admin admin 5 лет назад #

Яркости у ak4495 на идентичном фильтре поменьше, чем у ak4490/93. Я пробовал и слушал именно AK4495SEQ, в единственном экземпляре, даже лутовский вариант с одним ОУ звучал с ней мягко. Может экземпляр достаточно удачный попался.

Полагаю, у Вас излишняя жесткость из-за неудачного фильтра.

0
TSC TSC 5 лет назад #
спасибо, ждём)
+1
Astaro Astaro 5 лет назад #

У меня вроде просто EQ без S.

«Выхлоп» даташит.

Кондеры там NP0 (не пленка).

Вот и думаю, отчего такое почти прямо противоположное мнение (за исключением сравнения баса с 4399 — тут сошлось).

У моего и ярчинка присутствует и детализация больше, чем у 4490 и 4399... Странно.

+1
Astaro Astaro 5 лет назад #

Да, напряжение я до 6в поднял (не ДШ или плюс чуток, как у Вас)

ВОТ ЕЩЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Думаю, многим было бы интересно подробное описание (на уровне статьи на сайте), как и чем Вы измеряете. Ибо сам только RMAA умею мерить, а ее что-то на «веге» ругают... —(((

0
TSC TSC 5 лет назад #

«Вот и думаю, отчего такое почти прямо противоположное мнение»

как я уже писал в ветке по отзывам на звучание 4493, в сравнении с устарсом на АК4495SEQ я бы не сказал, что 4495SEQ мягче чем 4493. Во всяком случае на акустике если и заметны отличия в этом плане, то на уровне «самовнушения». Да, некоторое уменьшение детализации, как было отмечено Андреем, действительно имеет место быть, действительно, некоторые детали как бы отодвинулись на второй план, это так. У устарса тоже даташитный выхлоп, на сколько я могу судить, так что думаю тут таки выхлоп вносит свой окрас. В конце концов, япы не напрасно рекомендуют такой вариант в даташите, наверное это наиболее сбалансированное (и одновременно простое) решение для 4495. Если обеспечить качественное раздельное питание по всем линиям, собственные клоки и гальваноразвязку, думаю 4495 заиграет не хуже 4493, тут главное подобрать соответствующий выхлоп, коль скоро на аналогичном AH-D6 выхлопе у АК4495SEQ наблюдаются описанные Андреем особенности звучания.

0
TSC TSC 5 лет назад #

«даже лутовский вариант с одним ОУ звучал с ней мягко.»

Андрей, т.е. вы имели возможность сравнить два варианта, один с описанным в вашей статье выхлопом, а другой с даташитовским? Правильно ли я вас понял что лутовский вариант с одним ОУ не такой «мягкий»? И можно ли говорить, что вариант выхлопа с одним ОУ в целом уступает по звуку в сочетании с АК4495SEQ выхлопу представленному в схеме AH-D5.5?

0
admin admin 5 лет назад #

Отвечу сразу на несколько вопросов в одном сообщении.

Измеряю в сейчас в spectraLAb. Для генерации синуса использую WaveGen150 он позволяет использовать asio драйвера amanero. Для замеров используетcя АЦП (на CS5381) своей разработки выполненный отдельной платой, который по I2S подключается к звуковой карте ПК. Сейчас в проекте новый АЦП.

В ЛУТ версии я у меня был фильтр аналогичныйhttp://audiohobby.ru/prostoj-i2s-czap-na-ak4399.htmlс небольшими отличиями по номиналам. Перед тем как распаивать немного и его послушал.

Вариант на одном оу обычно хуже звучит, чем на 3-х. Большинство искажений возникают в звене разностной обработки. А отсутствие ФНЧ еще больше усложняет жизнь ОУ вычитателя. Входные дифкаскады многих ОУ просто перегружаются по входу, вот и имеем жеский звук. В этом смысле ad744 очень удачный ОУ, входной каскад которого хорошо переносит ВЧ грязь на его входе, поэтому я его и выбрал для варианта с 1 оу, но в виду слабого ВК ее надо обязательно буферизировать. Так что вариант на одном оу звучал тоже достаточно мягко.

Хоть в даташите к ak4495 и пишут DC load is 1.5k ohm (min) without a DC cut capacitor, ей все равно лучше делать более высокоомную нагрузку. Спектр искажений будет мягче, не вижу смысла гнаться за S/N в ущерб комфорту. Кроме этого питание Vref желательно выбирать чуть меньше VDD, при 0.15-0.3В получаем минимум искажений. Если разницу сделать больше на моем чипе более 0.3в четные гармошки подрастают, но спектр становиться еще более короткий и можно получить вообще излишний окрас, прямо opa627 мне напомнила. Кому-то он может нравиться, а кому-то нет.

В финальном AH-D5.5 как раз фильтр отличается от D6, я не хотел совсем повторять D6 и«В Аналогом фильтре с учетом пожеланий «заказчика» решено было взять на вооружение в AH-D5.5 идею с дополнительным ОУ, предложенную «Алексом с Вегалаба» в его ATDAC-10.» В этом варианте фильтра намного проще с выбором ОУ.

Слушал я ее и с фильтром из AH-D6. У меня они есть на отдельной плате, так что есть возможность пробовать разные варианты.

0
TSC TSC 5 лет назад #

Слушал я ее и с фильтром из AH-D6. У меня они есть на отдельной плате, так что есть возможность пробовать разные варианты.

ну и как 4495 с фильтром от AH-D6 в сравнении с фильтром AH-D5.5 по звуку?

Может подскажете что можно «подкрутить» в обоих фильтрах чтобы чуть подъярчить звук 4495SEQ, сделать его более «сбалансированным», так сказать?

0
admin admin 5 лет назад #

Не скажу, что разница большая, но текущий звучит даже мягче, и сцена у него шире. От выбора ОУ тоже многое зависит.

В фильтре пробовал 2 х opa2141 и второй варинат с 2 х opa2810, мне он понравился больше. Товаришу наоборот, я даже удивился. Первый помягче будет, но более мутный, второй холоднее и прозрачнее.

«Может подскажете что можно «подкрутить» в обоих фильтрах чтобы чуть подъярчить» Думаю, ничего подкручивать не надо, как сделано так сделано, надо сначала послушать, а там уже решить. Я давал цап послушать двум людям и получил разные мнения.

Можно поиграться с ОУ попробовать, рассмотреть например 2 х ths4062.

+1
Astaro Astaro 5 лет назад #

Любопытно другое, если 4493 сделать с таким фильтром — тоже помягче и получше будет?

Не пробовали?

0
TSC TSC 5 лет назад #
мне тоже интересно
0
admin admin 5 лет назад #

Я в чистом виде сравнение этих выхлопов в пределах AK4493 не делал, но было сравнение на тестовом ЦАП-е с ak4497 и да, мне этот вариант фильтра понравился немного больше - с выбором ОУ проще, результаты в среднем лучше. Тем не менее оба на мой вкус заметно уступили трансформаторному фильтру. Так что, каждому свое.

Cлуховые предпочтения бывают разные, как и сами тракты. Что касается звучания D5.5 и его сравнения с разными D6. То я давал послушать этот ЦАП в самой мягкой настройке двум знакомым у которых уже был D6 (уровень сборок точно не знаю) и получил разные мнения. Первому товарищу D5.5 показался слишком мягким и красящим звук, второй напротив остался очень доволен результатом. В общем посмотрим, что скажут новые слушатели. Сравнивая свои платы, я отдал предпочтение топовой сборке D6 на ak4493. Сейчас я еще скорректировал режимы 4495 и номиналы схемы, так что на мой взгляд, стало нейтральнее.

Отмечу, что от выбора ОУ еще многое зависит. В D6 требования к ОУ вычитателя предъявляются заметно более высокие.

TSC TSC 5 лет назад #
Комментарий удален
0
TSC TSC 5 лет назад #
и ещё уточнение - на схеме С18, С54 22р так и должно быть, или это опечатка?
0
admin admin 5 лет назад #
Именно 10-22pf или вообще ничего не ставить.
0
TSC TSC 5 лет назад #

на фото у вас WIMA FKP2? Смотрю даташит, там минимальная ёмкость 33рF.

Что будет лучше — керамика np0 22pf, или «вообще ничего не ставить»? Фольгированный полипропилен на 22pF не могу найти.

0
admin admin 5 лет назад #

WIMA на 33pf еще подойдет (но выше не рекомендую), у меня такой и запаян. Можно и NP0 керамику или ничего не ставить.

+1
Astaro Astaro 5 лет назад #
Насколько важна в фильтре деталь — подстроечник, без него большая постоянка? Если я скопирую себе фильтр без него (любопытно сравнить с фильтром ДШ), я получу большую постоянку на выходе?
0
admin admin 5 лет назад #
Постоянка небольшая, зависит от прецизионности выбранных ОУ и чипа AK4495. У меня разброс постоянки по диф. выходам оказался в одном канале 1мВ, во втором 3мВ.
+1
Astaro Astaro 5 лет назад #
отлично, а с обеими оу из описанных или с каким-то меньше? (хочу тот что более холоден и отстранен) :—)
0
admin admin 5 лет назад #
Да вклад в постоянку от OPA минимальный. В основном это разброс по выходам AK4495.
+1
Astaro Astaro 4 года назад #
Подскажите еще, пожалуйста, не совсем понял, все 4ре ставились 2141 и потом 2810 или только u9 и u24, а u10 и u25 оставались opa 1642?
0
admin admin 4 года назад #
OPA2141 / OPA1642 это по сути одно и тоже, тут, выбор только по цене и наличию в магазине, где производится закупка. OPA2810 конечно поинтереснее первых, если есть возможность их купить, в надежном месте, то ставим в ФНЧ (U10 / U25) , если бюджет не смущает то можно и все 4 попробовать.
0
Dimitry Dimitry 4 года назад #
Андрей, а не планировали обнародовать свой АЦП.?Если это не «военная тайна" конечно. Давным-давно в своих „игрушках“ уперся в средства измерения. Думаю это многим бы было интересно
0
admin admin 4 года назад #

Текущую конструкцию АЦП сложно назвать законченным и самостоятельным устройством, поэтому не вижу смысла в публикации.

Пока конструкция следующая, аналоговая часть линейного входа вместе с CS5381 от ASUS Xonar ST переехала на отдельную плату. В аналоге opa1656 / opa1632, а транспортом в моем случае так и осталась ASUS Xonar. Мало кому будет интересно курочить свою звуковуху ради 6-8Дб S/N.

0
TSC TSC 4 года назад #

Собрал наконец-то ЦАП АК4495 на клоне авторской платы. Пока только подключил, так что по качеству звука выводы делать рановато, отпишусь позжее). Цап практически не требует настройки — постоянка на выходе была -3,5мв, при чём абсолютно одинаковая в обоих каналах (триммеры перед запаиванием на плату выставил точно на середине).

Однако проблемы всё-таки есть, при прослушивании трека DSD в фубаре, при перемещении ползунка проигрывания в момент отпускания ползунка слышен довольно громкий неприятный один щелчок в акустике. При аналогичных манипуляциях на треках РСМ такого нет. Также если в плейлисте есть треки DSD и РСМ то при переходе воспроизведения с DSD на РСМ есть два щелчка — первый в правом канале, второй в левом. При переходе воспроизведения от РСМ к DSD описанных выше щелчков нет, но есть непродолжительный треск, похожий на шум между треками на запиленом виниле. Пока столкнулся только с этим, возможно проявятся ещё какие-то проблемки.

Видимо, прошивка ещё нуждается в доработке, поскольку на моем ЦАПе (АК4493) указанных проблем нет, а цап на АК4495 полностью ему идентичен за исключением выхлопа и самой мс АК4495. Поскольку собравших ЦАП на АК4495 тут, судя по всему нет (кроме автора разработки), просьба к Андрею помочь в этом вопросе.

0
admin admin 4 года назад #

Приветствую,

Странно у меня нет щелчков, Вы точно с одним и тем же транспортом тестировали? Очень похоже, что у Вас D5.5 играет с аманеркой с древней прошивкой, которая native dsd не поддерживает.

К слову вышли официально, новые стабильные прошивки для аманеро -https://amanero.com/combo384_firmware.htm

0
TSC TSC 4 года назад #

да, транспорт один и тот же, Аманерку покупал не очень давно тут

что касается прошивок, oemtool117 там уже давно лежит, больше года точно.

аманерку не перепрошивал, переделал в режим слейв хардварно, как описано тут на сайте,

0
admin admin 4 года назад #

тогда и D6 просто обязан щелкать у вас

«при прослушивании трека DSD в фубаре, при перемещении ползунка проигрывания в момент отпускания ползунка слышен довольно громкий неприятный один щелчок в акустике»

0
TSC TSC 4 года назад #

нет, ничего такого с D6 не наблюдается. Подключил D6, при описанной выше манипуляции с прокруткой в фубаре на DSD, на D6 слышен тройной щелчок срабатывания реле — между первыми двумя щелчками пауза короче, чем между вторым и третьим щелчком. В то время как на D5.5 при тех же действиях щелчок реле двойной. Получается алгоритм работы прошивки другой, или что-то не так с Q3 на плате ЦАПа? Андрей, не могли случайно выложить не тот вариант прошивки к D5.5 для скачивания? Уж не знаю что думать...

Перезалил по новой прошивку на D5.5 на всякий случай, ситуация не изменилась.

0
admin admin 4 года назад #

Прошивка идентичная на 99%, а код логики работы mute идентичен с D6 на 100%, похоже у вас какие-то проблемы аппаратные: реле, проверьте также постоянку на выходе (если не подстроили или она заметно уплыла, то конечно будет щелчок) , ни и может настройки фюзов МК в ваших ЦАП-ах разные, лучше ставите, то что статье по прошивке.

На моем экземпляре с прошивкой с сайта (повторно залил именно тот файл, что на сайте) никаких щелчков в dsd нет, щелкают только релюхи. Прошивки аманерки тоже пробовал разные, все более менее свежие (где есть сигнал rst при навигации по dsd треку, с ними есть только щелчок реле) работают нормально, без щелчков в колонках.

0
TSC TSC 4 года назад #

контроллеры абсолютно одинаковые Atmega88PA, из одной партии и одной закупки, конфигурация фюзов тоже одинаковая на всех контроллерах. Собрал 2 ЦАПа D6, с ними указанных странностей не было. Реле на D5.5 щёлкают, стало быть, проблема не в них, цап после сборки завёлся сразу без проблем, постоянка на выходе была небольшая -3,5мв, естественно, я всё выставил в ноль, сейчас замерил на всякий случай, было -0.16мв в правом и -0,26мв в левом каналах, отрегулировал. Полтергейст какой-то!

Судя по тому что реле в одной и той же ситуации на D5.5 и D6 срабатывают по разному, мне кажется проблема в некорректной отработке сигнала mute, но что там может быть не так — ума не приложу.

на обоих моих цапах есть светодиодная индикация активного клока, так вот, когда я выключаю питание ЦАПа, на D6 сначала гаснет индикатор клока на 22, и в этот момент загорается на короткое время индикатор клока 24, на D5.5 индикатор клока на 24 горит дольше и гаснет плавнее. Врядли это как-то связано с щелчками в акустике, но вдруг натолкнёт на какую-то мысль? Ещё из отличий между моими цапами: в D6 в регулировке постоянки стоят триммеры на 5К, в D5.5 поставил на 2K

0
TSC TSC 4 года назад #
если залить на D5.5 прошивку от D6 ничего страшного не случится? Хочу посмотреть как будет отрабатывать режим mute с прошивкой от D6
0
admin admin 4 года назад #

Попробуйте, случиться ничего страшного не должно, но скорее всего dsd совсем работать не будет. В D6 по дефолту стоит настройка под DSD256, которая для ak4495 (до DSD128) не доступна.

0
TSC TSC 4 года назад #
заменил супервизор, не помогло...
0
TSC TSC 4 года назад #
залил прошивку от D6, DSD играет с сильным шумом, однако при перемотке щелчки в акустике есть, так же как и с родной прошивкой, и при переходе с DSD на PCM щелчки в акустике есть. Значит что-то с ЦАПом...
0
TSC TSC 4 года назад #
прошивка на Аманеро 1096, я правильно понимаю, что native DSD поддерживается, и проблема не в Аманеро?
0
nnnfnn nnnfnn 4 года назад #

если б лажала Аманеро то и на D6 тоже

проверь ноги МК на непропай

0
admin admin 4 года назад #

Если МК стартует, то супервизор точно не при чем и триммеры тоже.

Думаю надо проверить цепь mute и прозвоните сами реле? Может закислены контакты донельзя? Щелчок слышен в обоих каналах?

Тут подробнее «на D5.5 индикатор клока на 24 горит дольше и гаснет плавнее.» а при переключении сетки частот тоже задержка или только при старте?

0
TSC TSC 4 года назад #
проверь ноги МК на непропай

На непропай проверил, склоняюсь к мысли что что-то не так с МК. Выпаивать его с готовой платы та ещё забава((

Думаю надо проверить цепь mute и прозвоните сами реле? Может закислены контакты донельзя? Щелчок слышен в обоих каналах?

реле срабатывают нормально, они тоже на обоих цапах из одной закупки, гарантированно новые, HFD4/5. Цепь mute до МК простейшая, прозвонил, обрывов от разъёмов до соответствующих контактов (23, 27) МК нет. Цепь на выходе МК тоже в норме, выходит что МК в каких то ситуациях выдаёт команду на отключение реле, а в каких-то не выдаёт эту команду. Кроме того, при переходе вопроизведения от DSD к РСМ реле не отключают выход (щелчков реле нет), как на D5.5, так и на D6, однако на D6 щелчков в акустике нет, а на D5.5 есть двойной щелчок в акустике — первый щелчок в правом канале, второй в левом с очень малым интервалом. При обратном переходе от РСМ к DSD (на D5.5) реле срабатывают (двойной щелчок) при этом на некоторых треках DSD кратковременного шума в самом начале, похожего на шум при повороте старого регулятора громкости нет, а на некоторых есть. При перемотке DSD трека сначала один щелчок в акустике (одновременно в обоих каналах) и сразу за ним двойной щелчок реле, в то время как на D6 реле срабатывают тройным щелчком при тех же манипуляциях c DSD и никаких щелчков в акустике.

а при переключении сетки частот тоже задержка или только при старте?

задержки нет, речь об остаточном свечении светодиода в результате разрядки конденсаторов стабилизатора при отключении питания цапа, но на D5.5 свечение светодиода дольше и гаснет он плавнее, чем на D6, хотя по питанию ЦАПы полностью идентичны. БП с первичными стабами один и тот же. Обвязка генераторов и сами генераторы тоже полностью идентичны на обоих ЦАПах.

При переключении сетки в обоих направлениях всё вроде нормально — задержки нет, двойной щелчок реле и никаких посторонних звуков в акустике.

0
TSC TSC 4 года назад #

Что касается звука ЦАПа на АК4495 — первые впечатления положительные. ЦАП поёт не хуже D6 на АК4493. Комплектация максимальная: питание генераторов на LT3042, гены NDK NZ2520SDA, питание всех цифровых линий раздельное, на стабилизаторах LP5907, электролиты Элна силмикII/церафайн, Ничикон файнголд, выхлоп на связке ОРА1656+ОРА1656. Звук ЦАПа не показался мне более мягким по сравнению с АК4493. Возможно многим так кажется потому, что у 4495 при идентичном питании и обвязке чуть лучше отдача в самом низу низкочастотного диапазона, и это при том, что у меня в ЦАПе АК4493 используется связка ОРА1642+ОРА1611 (самый басовитый ОУ из тех, которые довелось отслушать), а в АК4495 OPA1656+ОРА1656. Возможно это результат несколько другой схемы выхлопа. Других отличий особо не отметил, нет возможности переключения с одного ЦАПа на другой, а пока переподсоединишь уже сложно сравнивать, возможно, на уровне нюансов чуть разная подача материала, но сказать что какой-то из них хуже, а какой-то лучше не могу. Пока так. Сам больше склоняюсь к АК4495, хотя звук у него чуть более тёмный и сцена у 4493, кажется, чуть более объёмная, но цап ещё не прогрет как следует, возможно сцена ещё «подтянется». Однако пока не могу найти причину и побороть проблему, описанную выше.

0
TSC TSC 4 года назад #

хотел выложить тут фото ЦАПа, но при загрузке на сайт выдаёт ошибку. Это у меня только так? если да, что я делаю не так?

P.S. оказалось что при редактировании сообщения фото как-то получилось вставить

0
admin admin 4 года назад #

Спасибо за сравнение, мягкость излишнюю в финальной версии была значительно уменьшена.

Не только у Вас, народ тоже периодически жалуется. Что странно у некоторых фотки нормально добавляются. Пока проблему не нашел, точнее не разбирался. Напишите пожалуйста в личку из какого браузера и какой объем фото?

0
TSC TSC 4 года назад #
ответил в личку
0
admin admin 4 года назад #

Выложил новую прошивку — AH-D5.5-firmware-atmega88-v1.1.hex.zip, проверена работа почти со всеми прошивками amanero, в том числе и самыми последними прошивками.

  1. Увеличен таймер задержки при отключении mute на реле. В некоторых прошивках с небольшим интервалом amanero отсылает подряд 2 последовательных сигнала сброса с небольшим интервалом. В этом случае предположительно мог наблюдаться щелчок.
  2. При смене сетки частот, возвращен обратно хардварный сброс, ранние чипы ak4495 могут работать некорректно при сотовом резете.

Также обновлены схемы и файлы вложения. Из основных моментов — увеличена входная блокировочная керамика C106/С71 и С24/С48 и номиналы коррекции NE5534 увеличены до 150pf.

0
TSC TSC 4 года назад #
огромное спасибо за проделанную работу, но в моём случае все описанные выше проблемы остались и с новой прошивкой, видимо таки что-то не так с мс 4495, остальное уже всё перебрал, больше вариантов не осталось(.
0
admin admin 4 года назад #

Я сильно сомневаюсь что проблема в 4495, mute на реле должен скрывать все переходные процессы если аманеро отдает сигнал rst.

Полагаю, что у вас старая прошивка аманерки, но с ней щелчки должны быть в обоих цапах. Со старыми прошивками которые проверял (собственно с теми которыми идут почти все китайские модули 1096...) не генерится сигнал rst при смете формата. Т.е. щелчок просто обязан быть, а реле срабатывать не должнов обоих цапах. Если же щелчки реле есть, то допускаю, что в сборке фубара есть какая-то дополнительная настройка — при переключении между треками и при навигации по треку — промежуток заполняется «тишиной в формате PCM" Отсюда можно слышать щелчок реле как реакция на смену формата, но реле щелкает уже поздно.

Пока совсем не понятно почему у Вас наблюдается разница между D6 / D5.5. Просил проверить этот момент товарища у которого собраны оба ЦАП-а, у него нет щелчков в акустике, щелкают только реле, его прошивка 1099akm.

0
admin admin 4 года назад #

Я же использую как основную

CPLD_for_1080 / 1090MCLK Pin6 output 22.5792 Mhz / 24.576 Mhz — Prescaler —DSD512x48x44
0
lopuh lopuh 4 года назад #

Здравствуйте! Спрошу в этой ветке, раз уж тут про щелчки, реле, прошивки обсуждаюся.

Коллеги, предполагаю, кто-то же делал для себя подборку разноформатных треков: PCM/DSD/44/48 для проверки и тестирования работы ЦАПа, модуля индикации, транспорта, обнаружения щелчков в акустике при смене режимов.

Поделитесь, пожалуйста, думаю многим такая подборка пригодится...

0
TSC TSC 4 года назад #

Попробую перепрошить аманеру, но она у меня уже переделана хардварно в слейв, питание от стаба на гальваноразвязке. Можно ли перепрошивать её в таком виде и какую прошивку посоветуете залить для моего, переделанного таким образом, варианта?

аманеро отсюда: https://aliexpress.ru/item/32868789488.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.de7233edbD26RA

0
TSC TSC 4 года назад #
на торрентах есть треки в самых разных форматах, выбирайте на свой вкус
0
lopuh lopuh 4 года назад #
Да, но надеялся на готовую тестовую подборку... Культивирую собственную лень))
Michael Michael 4 года назад #
Комментарий удален
0
lopuh lopuh 4 года назад #
Спасибо большое! Закачиваю.
0
TSC TSC 4 года назад #

oemtool 118. прошивку залил 1099акм, проблема не ушла, с новой прошивкой щелчок в акустике при перемотке DSD остался, при переходе воспроизведения от DSD к РСМ теперь не двойной щелчок в акустике, а одинарный, при этом стали щёлкать реле тоже. Видимо второй щелчок уже не успевает проскочить из-за сработки реле. Но на D6 при переходе воспроизведения от DSD к РСМ реле не щёлкали (с прошивкой 1096), но в акустике при этом, щелчков не было.

0
telemaster2007 telemaster2007 4 года назад #
Проверьте постоянку на выходе цапа, на RCA разъеме, при подключенном УМ. Может там постоянка небольшая. Реле клацает вот и щелчек. Постоянка на выходе может быть в двух случаях. Проблема в цапе, плохая симетрия питания +- Выходных ОУ. Вторая причина в усилке или в том устройстве которое подключено к цапу ,,потек разделительный конденсатор,,, если он там есть, конечно
0
TSC TSC 4 года назад #
постоянку проверял, нигде никаких перекосов нет, щелчок в акустике только на ЦАПе АК4495, и только при перемещении ползунка плеера во время воспроизведения DSD трека и при переходе воспроизведения от DSD к РСМ, при чём щелчок в акустике до срабатывания реле. С ЦАПом на 4493 всё норм., поэтому дело точно не в усилителе. Алгоритм работы мк ЦАПов несколько отличается, хотя по идее такого быть не должно
0
admin admin 4 года назад #

Выложил еще один вариант прошивки

AH-D5.5-firmware-atmega88-v2.0(soft-rst).hex.zip

В нем вместо хардварного сброса при смене сетки частот и при смене формата отрабатывает софтовый сброс. Обычно софтового сброса достаточно, но в некоторых партиях ak4490 попадались чипы, которые глючили, спасал только хардварный вариант. По ak4495 статистики мало, мой чип работает.

Вероятно это вас не спасет совсем от старой прошивки в аманеро или проблеме с цепями реле, но по крайней мере сами щелчки должны стать менее заметными.

0
TSC TSC 4 года назад #
спасибо, доберусь до цапа, попробую, может поможет.
0
admin admin 4 года назад #

Еще подправил прошивку сделал универсально, теперь общая прошивка, а режим можно выбирать:

Контакт 9 — включение аппаратного сброса. При уровне «1» (отсутствие джампера) при смене сетки частот или смене формата отрабатывает софтовый сброс (reset by RSTN bit). При уровне 0 (присутствие джампера) сброс производится с помощью PDN пина ak4495.

0
TSC TSC 4 года назад #

залил прошивку AH-D5.5-firmware-atmega88-v2.0.hex.zip, аманеро(1099akm) щелчки полностью не ушли, но стали чуть тише при перемотке трека, при переходе от воспроизведения DSD к РСМ щелчок тише не стал. Все щелчки в акустике всегда до сработки реле. Предполагаю, что реле стали срабатывать чуууть раньше, тем самым «проглатывается» последняя часть щелчка в акустике, из-за чего они кажутся чуть тише. Замыкание пина 9-10 на результат никак не влияет.

Я бы уменьшил немного интервал задержки реле, в таком интервале как сейчас нет смысла, т.к. щелчок в акустике всегда ДО того как сработало реле, в данной ситуации в сработке реле нет никакого смысла, потому что вся кака успевает проскочить до того как они отключат выход, по сути реле напрасно «съедает» первые секунду-две трека

0
rucrim rucrim 4 года назад #

Собрал тестирую — AH-D5.5 ak4495, огромная благодарность автору за его творческий труд! В общем первый запуск прошел удачно, немного под кутил нули выходов, питания на ak4495 в норме, звук очень понравился, щелчки иногда бывают на dsd при переходах на другой формат трека, иногда только не громкие шорохи но не напрягают.

0
admin admin 4 года назад #

Обновил себе фубар и я, кажется, воспроизвел вашу проблему.

Что могу сказать, чудит последний фубар, как и предполагал при навигации по DSD треку вставляется небольшой фрагмент в PCM, если смотреть осциллографом на пине DSD аманеро проскакивает совсем короткий импульс, при этом еще и с небольшой задержкой отрабатывает сигнал Mute / RST, что вводит в ступор эту прошивку, подумаю как обойти, но не знаю стоит ли решать в прошивке софтовые проблемы плеера.

В общем меняйте это убожество, есть ощущение, что фубар движется по пути деградации. Сложилось ощущение, что еще и эффектов понадобавляли сравни кристалайзеру, ВЧ приподняли.

Старые сборки фубара / APlayer / HQ palyer / Jriver играют лучше и без щелчков.

0
TSC TSC 4 года назад #

Андрей, спасибо за внимание к проблеме. Фубар у меня версии 1.3.8. Была мысль попробовать другой плеер, останавливало только то, что цап на АК4493 с ним играет нормально.

на прошивке 1099akm и прошивке цапа AH-D5.5-firmware-atmega88-v2.0.hex.zip действительно, при перемотке такое ощущение что вставляется очень кратковременный фрагмент трека, при чём это наблюдается при перемотке РСМ трека тоже и не всегда. Различить на слух что это фрагмент трека очень сложно, но это не щелчок. С предыдущими версиями прошивок ЦАПа такого вроде не было.

0
admin admin 4 года назад #

Подтверждаю AK4493 действительно ведет себя нормально, но это преимущество именно самого чипа.

Правильнее, конечно, было бы сравнить с версией на ak4490 (но сейчас у самого нет ее под рукой, так как выдал на прослушивание демо-цап, и именно с ней совпадение по прошивке на 99%).

0
lopuh lopuh 4 года назад #

Андрей, здравствуйте! Может быть мне на АН-6D с похожими проблемами есть смысл попробовать прошивку от AH-5.5 v2? Или стоит подождать обновления для AH-6D?

Я осознаю, что с высокой вероятностью проблема щелчков при смене DSD 256/128/64 и DSD/PCM связана с запозданием сигнала MUTE от транспорта, но побаиваюсь (дабы не напортить) перешивать Аманеро...

0
admin admin 4 года назад #

Выложил еще новее прошивку 2.1 в которой почти удалось победить чудачество фубара.

Да можно ее в D6 на ak4490 попробовать, должна работать разве что DSD256 будет не доступен. Под D6 на неделе, как вернут демо-цап, тоже модифицирую и выложу.

0
admin admin 4 года назад #

Для 2.1 важно ставить частоту МК в 1Мгц, задержки софтового сброса уменьшены до предела, т.е. ошибка с выставлением частоты МК уже может быть критичной.

Также можете сравнить режим хардварного сброса и софтварного.

0
TSC TSC 4 года назад #

спасибо за очередной вариант прошивки, но у меня с ней, к сожалению, ничего не изменилось. Пока откатился на прошивку AH-D5.5-firmware-v1.0.hex.zip с ней артефактов при перемотке трека РСМ меньше. В новых прошивках к описанным ранее проблемам при прокрутке DSD и переходе от DSD к РСМ добавились артефакты при перемотке РСМ.

P.S.подключил к аманеро 4493 и оказалось, что артефакты в виде заикания (вставка короткого фрагмента трека) при перемотке трека РСМ проскакивают и на нём, чего раньше не наблюдалось, оказалось виновна прошивка аманеро 1099акм. Прошил 1099с и всё пришло в норму. Так что причина была не в прошивке цапа. Экспериментирую дальше.

0
TSC TSC 4 года назад #
цапчик на 4495 прогрелся как следует, сцена подтянулась, звук радует, и точно не хуже 4493, не пойму почему мнение о том, что 4495 хуже чем 4493 такое распространённое в инете.
rucrim rucrim 4 года назад #
Комментарий удален
0
lopuh lopuh 4 года назад #

Буду очень ждать новой версии прошивки для D6, вдруг обойдется без перепрошивки Аманеро.

Спасибо большое!

0
TSC TSC 4 года назад #
rucrim, цап 4493 тоже очень хорош, нельзя сказать хуже/лучше, просто он чуть по другому играет, мне кажется у 4493 чуть более резкая середина и немного на других нюансах акценты. Отдать предпочтение какому либо из них довольно трудно, пока чуть больше тянет слушать 4495
0
TSC TSC 4 года назад #

УРА!

Наконец-то ушли щелчки на АК4495! Конфигурация следующая: Прошивка аманеро 1099с, прошивка ЦАПа последняя, 2.1, установлена перемычка на контактах 9-10 разъёма CONFIG, т.к. без перемычки щелчки в акустике есть.

Очередное огромное спасибо Андрею за проделанную работу!)

Из минусов: теперь при перемотке трека в РСМ срабатывают реле и звук появляется через секунды три, а не сразу, и в паузе между треками РСМ реле срабатывают тоже (если перемычку 9-10 убрать, то реле в паузе между треками РСМ и при перемотке РСМ не срабатывают), поэтому когда пауза меньше интервала сработки реле, секунда в начале следующего трека «съедается», щёлканье реле после каждого трека напрягает...

rucrim rucrim 4 года назад #
Комментарий удален
0
TSC TSC 4 года назад #
решил не останавливаться на достигнутом и продолжить эксперименты: итак, залил прошивку 1.1 и результат ещё лучше! C этой прошивкой при перемотке трека РСМ и в паузах между ними реле не щёлкают при установленной перемычке на контактах 9-10 разъёма CONFIG, при этом щелчков в акустике нет! Очень редко проскакивают слабые щелчки при перемотке DSD. В общем, рекомендую прошивать аманеро прошивкой 1099с, а не 1099akm. В моём случае с прошивкой ЦАПа AH-D5.5-firmware-atmega88-v1.1.hex и установленной перемычкой на контактах 9-10 разъёма CONFIG получился наиболее приемлемый результат.
0
lopuh lopuh 4 года назад #
Поздравляю! И спасибо за информацию!
0
TSC TSC 4 года назад #
более свежий как раз АК4493;)
0
admin admin 4 года назад #

Я ранее писал, использую как основную прошивку:

CPLD_for_1080 / 1090MCLK Pin6 output 22.5792 Mhz / 24.576 Mhz — Prescaler —CPU — DSD512x48x44
0
TSC TSC 4 года назад #
а как можно было понять что это именно 1099с? Вот и пришлось перебирать. Сначала залил 1099akm, т.к. соблазнился аббревиатурой, подумал что меньше проблем будет именно с акашками и на форумах часто её упоминают.
0
admin admin 4 года назад #
Не понял, причем тут 1099с хотя она тоже ничего ранее использовал, там в списке oemtools должна быть DSD512x48x44, прямо так и называется.
0
admin admin 4 года назад #
1099akm — глючит на фоматах высокого разрешения 352 / 384, иногда срывается в треск.
0
TSC TSC 4 года назад #

прошивку СPU — DSD512x48x44 в oemtool118 нашёл, остального в таком варианте как написано именно у вас вроде не вижу.

...а, понял, речь об описании на сайте аманеро)

0
lopuh lopuh 4 года назад #

TSC, здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста: успех достигнут на прошивке CPU 1099c, а какая при этом прошивка СPDL?

0
TSC TSC 4 года назад #
CPLD_1080. Не торопитесь с прошивкой ЦАПа самой последней прошивкой. Я откатился на прошивку 1.1 для 4495, мне она больше нравится, чем последние.
0
lopuh lopuh 4 года назад #
Спасибо! Попробую перепрошить CPU 1099с. А ЦАП в новую я уже перепрошил, буду пока с ней экспериментировать.
rucrim rucrim 4 года назад #
Комментарий удален
0
TSC TSC 4 года назад #
Андрей, у меня маркировка даты изготовления АК4495 1621EAJ, у него есть проблемы с программным сбросом. Вам не сложно посмотреть дату изготовления вашей МС АК4495, интересно, какие партии беспроблемные?
0
rucrim rucrim 4 года назад #

Здесь купил 2штАК4495SEQ, одну уже применил, работает без проблем. Фото получилось вставитьвыше

0
TSC TSC 4 года назад #
давно покупали? Сейчас в связи с коронавирусом доставка из Китая очень проблемная вроде.
0
admin admin 4 года назад #

«у него есть проблемы с программным сбросом» — А в чем проявляется проблема?

У меня один из первых чипов с Digi-key — маркировка 1402EAW

rucrim rucrim 4 года назад #
Комментарий удален
0
nnnfnn nnnfnn 4 года назад #
у них до 1 марта продлевали, ща отправляют уже
0
TSC TSC 4 года назад #
проблема в щелчках в акустике на любых прошивках аманеро и самого ЦАПа, если не установлен джампер на контактах 9-10 разъёма конфиг. Я так понимаю, это и есть проблема с программным сбросом мс АК4495, о которой вы упоминали в описании.
0
TSC TSC 4 года назад #
может кому-то пригодится — заменил связку в выхлопе с ОРА1656+ОРА1656 на ОРА1656+ОРА1612, последняя на мой слух получше.
0
rucrim rucrim 4 года назад #

Наткнулся я вот на такие трансформаторы TVP-309A, от старых Корейских телевизоров, применялись они в многих марках, chassis C-50: DAEWOO, SUPRA, SHIVAKI. Глянул замеры и подумал проверить их в звуке как бюджетная альтернатива, подпаял их на выход ak4495 и прослушал трансформаторный выхлоп, звук даже впечатлил своей четкостью и точностью и совсем не хуже чем на ОУ.

0
admin admin 4 года назад #

«звук даже впечатлил своей четкостью и точностью и совсем не хуже чем на ОУ»

— трансформаторы отлично воспроизводят малые уровни сигналов. Для ОУ цифры искажений красивые, но всегда, если глянуть графики искажений в даташитах, видим очень заметный рост искажений на самых низких уровнях.

Очень интересно было бы увидеть их замеры, если есть такая возможность. Так как интересно на сколько они уступают китайским пермалоевым трансформаторам.

+1
Serzhant808 Serzhant808 4 года назад #

На графиках THD+N на малых уровнях это рост того самого +N то есть Noise или шум по нашему, а вовсе не искажений. Но правильнее будет сказать не рост шума а спад уровня сигнала относительно неизменного уровня шума.

0
admin admin 4 года назад #

Соглашусь с уточнением, но рост THD составляющей тоже имеет место быть, так сразу найти не смог, но от AD попадалась статься по этому поводу. Резюме, неправильно выбранные режимы каскадов, входные емкости самих транзисторов (не только), их нелинейность вносят весомый вклад в рост THD составляющей на малых уровнях.

0
rucrim rucrim 4 года назад #

Железо в TVP-309A применено звуковое, в схеме он работает от строчной развертки на частоте 15 625 гц, это почти верхний диапазон слышимого звука, и точно такое железо стоит в унч этого шасси в выходном трансформаторе, только тоньше набор пластин. Замеры желательно делать на одном оборудовании в сравнении с Китайским товаром, позже могу передать вам парочку для экспериментов?

+1
rucrim rucrim 4 года назад #

THD Тест TVP-309A, измерил при помощи встроенного звука материнской платы ASUS STRIX-Z270F

0
admin admin 4 года назад #

Спасибо. Конечно, до пермаллоевых трансформаторов не дотягивает, но все равно неплохо. Вы не пробовали после звена ФНЧ трансформаторы подключать ?

rucrim rucrim 4 года назад #
Комментарий удален
+1
rucrim rucrim 4 года назад #

Измерил THD у модемных трансформаторов из пермаллоя, понял что этому железу в передаче звука равных нет. тут всякие их параметрыhttp://www.atechoem.com/EN/ProductCOM.PHP

0
admin admin 4 года назад #

Тут совсем другое дело, прилично смотрятся. Удалось ли послушать, на сколько велика разница на слух по сравнению с телевизионными?

+1
rucrim rucrim 4 года назад #

Естественно разнятся, пермаллой явно музыкальнее, подключал эти ТР что на фото они немного разные но играют очень чудесно, даж эмоции зашкаливают.

Тест THD — левый ТР на фото.

0
TSC TSC 4 года назад #

а они все пермаллоевые на таких модемах, или могут быть варианты? Я не совсем в теме.

а подключали в этот раз как, после ФНЧ или до?

0
rucrim rucrim 4 года назад #

На выход ak4495 подключаю, пермаллоевые железо — очень светлое и зеркально серебристое, да и на замерах THD будет видно, как на моих примерах.

0
miller22 miller22 4 года назад #

По Вашей наводке извлёк из модемов вот такие ATS-255

Первичку подпаял напрямую к выходам AK4490 (ЦАП AH-D6). Вторичкунапрямую на входы усилителя (нагрузка — китайский альпс 50Ком). Конец вторички на землю ЦАП не сажал, оставил взвешенной. Обвязки у трансов никакой, всё напрямую. Фильтр AH-D6 не отключал от мс ЦАП, просто подпаял параллельно. Ничего не мерил (сегодня нет возможности мерить). Просто субъективно сравнивал звук быстрым перетыком межблочника между штатным выходом платы и трансформаторами, ничего более… Итак.

Уровень выходного напряжения на слух одинаковый,но звук разный. У трансов ощутимо меньше баса. Почитал навскидку рассуждения Д.Андронникова на вегалабе. Он пишет, что это от размера сердечника. Типа на больших сердечниках бас нормальный.

Но всё, что выше баса… Вот здесь трудно сказать, что звучит лучше. Трансы (строго те, что я впаял) звучат ровнее и деликатнее, если выражаться словами, может чуть выше детальность, пока не понял окончательно. Традиционный выходной каскад звучит ярче, но пока, после получасового прослушивания он всё-таки побеждает по звуку два модемных трансика… Возможно, я что-то сделал не так и есть какие-то рецепты приготовления трансформаторных выходов, о которых я не знаю, но...

Поскольку в аналоговой схемотехнике не особо силён, может быть те, кто уже имеет опыт и наработки в трансформаторных выходах для ЦАП AH-Dxx, поделятся своими секретами??? Может, отдельную ветку на форму открыть по трансформаторам на выходе ЦАП???

0
rucrim rucrim 4 года назад #

У меня тоже бас не дотягивал до ОУ, Китайские ТР раза в три толще железо, выходы ТР нужно обязательно заземлять, на измерениях видно добавляются наводки от питания, фильтр AH-D6 тоже отключить (переходные резисторы отпаивал) иначе уровень проседает, буду рад новым обсуждениям и отзывам.

+1
miller22 miller22 4 года назад #

В общем, вся хрень, о которой написал выше, от банального недосмотра. Подключил первичные обмотки в противофазе и пошёл что-то слушать, типа, с умной рожей :)

В общем, уважаемый rucrim, Вам огромнейшая благодарность за наводку на модемные трансы и их использование на выходе ЦАП!!!

Не знаю, как всё будет меряться, но уже и так ясно, что по звуку трансы ATS переигрывают выходной каскад на ОУ, причём в достаточно топовой комплектации. А по соотношения цена — качество звука, всё уходит в отрицательную область :) Не затратив ни копейки, получаем звук, до которого не дотягивает схема с капиталовложением в несколько тысяч рублей.

0
miller22 miller22 4 года назад #

Полдня ОЧЕНЬ придирчивой отслушки трансов ATS-255 на выходе ЦАП AH-D6 привели меня к окончательному выводу: модемные трансы ОДНОЗНАЧНО и по всем статьям НАМНОГО ПРЕВОСХОДЯТ в звуке выходной каскад на ОУ даже в самой топовой комплектации. Причём количество и качество баса с трансами стало заметно выше.

Всем однозначно рекомендую найти на помойке пару старых модемов Zyxel U336 или подобных, которых раньше было, как грязи, выпаять оттуда трансы и попробовать в ЦАПе.

0
rucrim rucrim 4 года назад #

Теперь нужно прослушать ATS-255 в сравнении с Китайскими, ваши могут быть немного лучше моих испытуемых ATS-200, действительно нынче старые модемы уже не используются, можно найти не дорого, мне так даром нашлись у друзей.

0
admin admin 4 года назад #

Могу выложить замеры, я тестировал как раз ATS-255, но у меня в наличии была всего 1 шт. О звучании по одному каналу сложно судить. Ниже спектры для справки.

0
miller22 miller22 4 года назад #

Мне не с чем сравнивать. Пишу только то, что слышат мои уши и не более, т.е. абсолютно субъективно и ситуативно. Померить трансы в RMAA смогу лишь после всех праздников.

Если есть интерес, тогда же могу выслать Вам пару ATS-255 на прослушку. Поскольку откопалась кучка модемов, интересно знать мнение разработчика о звучании сих трансов в сравнении с другими.

0
admin admin 4 года назад #

От пары ATS-255 (правда достаточно и одного, 1 у меня как раз валяется где-то в столе), конечно, не откажусь. На сколько я помню из своих замеров ATS-255 коэффициент передачи не совсем 1 к 1 и нет идентичности обмоток, так в зависимости от подключения менялись результаты замеров.

На счет мнения о превосходстве правильных трансформаторов над ОУ, с вами соглашусь, мне и самому трансформаторы больше нравятся. Давно имею в своем арсенале AH-D7 с трансформаторным фильтром. Особенно оно актуально в концепции безООСного тракта.

Но все же хочу отметить, что определенная жанровость все же присутствует, быстрая, тяжелая музыка теряет в динамике.

0
miller22 miller22 4 года назад #

ОК. Выдеру все трансы (их больше десятка будет) и перемеряю — самому интересно.

Я слушаю в основном наушники, мои любимые, но ОЧЕНЬ непростые 650-е сеннхайзеры. К ним безООСный ламповый однокаскадный однотакт на 6Э5П с трансформаторным выходом. Кстати, чтобы услышать всё, на что способен AH-D6, пришлось перелопатить весь усилитель, точнее полностью переделать фильтр анодного питания. Наши МБГО и даже хвалёные многими МБГЧ полетели в помойку, с ними какие-то американские силовые МКР. Хорошо заиграли наши KZK. Теперь стало слышно ОЧЕНЬ многое…

Насчёт потери динамики с трансами в ЦАПе — вполне может быть. Звук выхлопа на ОУ и транса заметно отличаются. ОУ, как мне теперь кажется, многое «зализывает». Но надо побольше и повнимательнее отслушать, тогда станет яснее.

0
insert insert 4 года назад #

я так же экспериментировал с трансами для этого ЦАПа и для DSC1, если кому то нужны советы или трансики пермаллоевые, могу помочь.

0
foma foma 4 года назад #

А можете поделиться впечатлениями от сравнения этого ЦАПа и DSC1 с трансами? У меня печатка китайская DSC1 лежит, не доводилось ли такой собирать и стоит ли?

+1
admin admin 4 года назад #

DSC1 — довелось слышать на одном из прослушиваний в ламповом тракте. На мой слух он мне очень понравился. Я бы даже сказал, что это был лучший вариант из прослушиваемых устройств.

Предлагаю в разделеhttp://audiohobby.ru/articles/obsuzhdenija-flud или на форуме создать топик по обсуждению трансформаторных фильтров, чтоб здесь не флудить.

Но сборка на сколько я знаю была далеко не китайская, а на основе авторских плат. Версия с BeagleBone Black в топовом исполнении и с грамотной настройкой еще и самого софта, что тоже очень важно.

Кстати автор этой замечательно конструкции у нас бывает на сайте.

VKhrychikov VKhrychikov 4 года назад #
Комментарий удален
0
VKhrychikov VKhrychikov 4 года назад #

«на форуме создать топик по обсуждению трансформаторных фильтров»

— коллеги, предлагаю переместиться в ветку http://audiohobby.ru/forum/71-transformatornye-filtry-dlja-capov.html

rucrim rucrim 4 года назад #
Комментарий удален
0
TSC TSC 4 года назад #

попробовал связку ОРА1656+LME49860 в выхлопе этого цапа, звук очень понравился, на мой слух, лучше чем ранее опробованные связки ОРА1656+ОРА1656, а также ОРА1656+ОРА1612. Единственное, что огорчает — существенный нагрев LME49860, на ощупь градусов 45-50, правда в помещении сейчас +28, но цап не в корпусе. В связи с этим вопрос, может кто сталкивался — это нормальная работа этих ОУ, или они капризные в плане возбуда? Посмотреть на осциллографе нет возможности.

0
Snoop Snoop 4 года назад #

Привет всем. Интересует вопрос по поводу экранирования, проводки, земли. Использую корпус из фанеры. Спасибо заранее

0
Snoop Snoop 4 года назад #

Советы может быть, передача опыта..

ko888 ko888 3 года назад #
Комментарий удален
0
ko888 ko888 3 года назад #

Андрей, доброго дня! На плате имеются 2 светодиода, однако кроме размера 0805 другого описания нет.

Приобрел:

Корпус, размеры 0805
Цвет синий
Монтаж SMD
Ток в прямом направлении If Maх 20 мА
Прямое напряжение 3,3 В


подойдут?

Можно их же использовать в плате для аманеро?

0
admin admin 3 года назад #

можно, а что там писать, диоды служат для индикации, можете ставить любой лишь бы по размеру 0805

0
emon emon 3 года назад #

день добрый

имеется вот такая проблема — при прослушивании Тидал, нету возможности софтово регулировать громкость, по понятным причинам(чтоб не ухудшать качество звука).

как бы реализовать хардварную версию управления громкостью?

может РГ Никитина?

и куда-бы подключить?

0
Yaroslav Yaroslav 3 года назад #

Из лучших - Никитин или на перемножающих ЦАПах, чуть-чуть хуже на PGA2310. Ставить лучше на вход усилителя, который используете.

0
emon emon 3 года назад #

это я понимаю, но у меня нету усилителя, сразу наушники.

0
Yaroslav Yaroslav 3 года назад #

тогда Никитинский регулятор совсем не подойдет, PGA можно с умощняющим буфером.

0
emon emon 3 года назад #

можно по-подробнее о PGA? или ссылку лучше

0
Yaroslav Yaroslav 3 года назад #

https://www.ti.com/lit/ds/symlink/pga2311.pdf

если нужно — могу поделиться инженерной платой (без буфера) и прошивкой для мк

0
ko888 ko888 1 год назад #

Сейчас D6 мне стал больше нравится чем D5.5, хотя год назад было наоборот.

Уже год стоит связка ОРА1656+ОРА1656. Нужно двигаться дальше.

Подсмотрел в D16 связку первым LM1469+opa1656 на выходе. Имеет ли смысл замены?

Также С20 и С46 — стоит ли поменять на Wima Mks 10uF? Может снизу в параллель допаять?

Как еще можно доработать?

0
secofr secofr 1 год назад #

На операх D16 не пробовал, есть три съемных варианта выхлопа, с каждым, безусловно, лучше чем D6. D6, наверно, в распай пойдет.

ko888 ko888 1 год назад #
Комментарий удален
0
admin admin 1 год назад #

Wima Mks 10uF в D5.5 не надо. Предлагаю EEHZA1E331P, в сочетании с пленкой ECPU1C105MA5 в обвязке чипа послушать.

Что касается фильтров на ОУ в D16, то эти фильтра, больше дань традиции. Сильно выбором ОУ я не заморачивался, поставил, что было из лучших ОУ по наличию из тумбочки - opa1656 в ФНЧ и LT1469 в вычитатель и ладно (если в D6, то нужен одиночный — LT1468).

В 16-ке слушаю сам сменные, а эти просто лежат на полке и максимум для сравнения ставятся.

0
ko888 ko888 1 год назад #

У меня завалялись OS-CONы, 2 шт 470мф 16в, подойдут? Пленка панасоник и так вроде стоит.

0
admin admin 1 год назад #

OS-CON-ы совсем не тот уровень, но попробовать можете, если есть в наличии, расскажите впечатления

0
Rasmus Rasmus 1 год назад #

Кроме ZA серии другие ставились? Или гибридные полимеры других производителей?

+1
rucrim rucrim 1 год назад #

Слушал разных и ZA серии 330X25в, понравились 470X10 из сапфировских видеокарт наверно панасоники и по прибору они как новые.

0
admin admin 1 год назад #

ZC еще из гибридов использовал. Тоже неплохой, особой разницы с ZA не уловил.

0
ko888 ko888 1 год назад #

как ZA серию 330X25в паять? можно пластиковую площадку удалить и ножки разогнуть?

+1
rucrim rucrim 1 год назад #

И облудить перед впайкой место разгиба для надежности.

mefisroma mefisroma 1 год назад #
Комментарий удален
0
caleb caleb 1 год назад #

У таких очень осторожно надо ноги гнуть, они очень любят отламываться под корень.

secofr secofr 1 год назад #
Комментарий удален
+1
secofr secofr 1 год назад #

так и до тантала дойти можно

+1
Rasmus Rasmus 1 год назад #

не знаю как в этом месте, но танталовые полимеры могут получше OSCONа быть

+1
admin admin 1 год назад #

Ну почему бы и нет, тантал может быть весьма неплохим вариантом.

В D12 я в итоге по результатам серии прослушиваний отказался от керамики в пользу тантала, можно было бы еще что-то другое попробовать, но плата не предусматривает без колхоза. Надо будет как нибудь найти время да дополнить статью по нему.

+1
caleb caleb 1 год назад #

Почему так активно стороной обошли тантал не понятно, они известны очень много лет и раньше их пихали почти везде, это сейчас стали активно экономить, абы куда его не ставят, хотя можно найти на пример материнские платы от ноутов где он применяется.

+2
Sergei436 Sergei436 1 год назад #

Попадались статьи В. Полякова и еще кого то, выводы были такие, что эффективность подавления вч пульсаций у керамических конденсаторов выше чем у танталовых, даже при емкости в несколько раз меньшей.

0
Rasmus Rasmus 1 год назад #

вряд ли сравнивались современные полимерные, например, кеметовские:

«KO-CAP combines the low ESR of multilayer ceramic, the high capacitance of aluminum electrolytic, and the volumetric efficiency of tantalum into a single surface mount package.»

однако, насколько они превосходят другие решения для аудио надо смотреть отдельно, как отмечалось выше

0
Sergei436 Sergei436 1 год назад #

В цифровых и импульсльсных цепях они изучали. Не в аудио.

0
Rasmus Rasmus 1 год назад #

@ Caleb, Тут же на сайте «полный тантал»… почти

https://audiohobby.ru/articles/prostoi-cap-na-cs4398.html

0
caleb caleb 1 год назад #

Так это большая редкость.

Sergei436 Не корректно сравнивать тантал и керамику, совершенно разные виды конденсаторов. Керамика обладает своими косяками. По мне от нее в аудио вообще надо по дальше держаться.
0
Sergei436 Sergei436 1 год назад #

Даже если это НП0?

0
caleb caleb 1 год назад #

Даже от НР0, нет гарантий никаких что продали правильную, а внешне ее отличить не возможно.

0
bavtec bavtec 1 год назад #

Тотже MAIN использует тантал во всю. И уже давно.

0
Sergei436 Sergei436 1 год назад #

А если вставить в измеритель с припаянными выводами, и греть сбоку паяльником? Я так и делаю, емкость стоит как вкопаная, если нп0. Остальные плывут. Хотя вы видимо говорили о качестве многослойной керамики.

0
caleb caleb 1 год назад #

Кроме емкости имеется еще куча разных свойств и параметров влияющих ничуть не меньше, хотя как способ определить настоящий может и годится.

0
ko888 ko888 1 год назад #

Поставил в выхлоп ad8066+ad8066. Ну, так, на любителя… Паластмассово,… частоты хорошие. Любителям бюджетных pcm...1656+1656 тоже надоели. Это в dip у меня большая коллекция. Буду пробовать 1656 + 8066

0
ko888 ko888 1 год назад #

звучит как совсем другой цап. Другие частоты, другие акценты

+1
ko888 ko888 1 год назад #

Еще давно заметил, как и на D6 сильное влияние от трансформатора подающего аналоговое питание. Меняю трансформатор — меняется звук.

+9...+14В, потребление 120-160мА — питание аналоговой части AK4493/AK4490 и реле

0
ko888 ko888 1 год назад #

Хочу дополнить и наконец раскрыть мысль. «Паластмассовость» (AD8066+AD8066) - как бы все-таки не верное определение. Это как ты идешь в комнату прослушивания, тебе включают аппаратуру до 5000 долл. и ты получаешь именно этот звук. Класс и породистость при этом присутствуют. Просто маркетологи постарались настроить звук, который одновременно подойдет большому числу людей. Ширпотреб, но очень дорогой. Звук получается ровный без выпячивания чего либо, что могло бы кому-то не понравиться по их мнению. Обобщая резюмирую — звук промышленного изделия, именитых брендов - уровня 1500 долл.

Теперь касательно OPA1656 и почему он мне вдруг стал не всегда нравиться. По моему мнению в этом ОУ, разработчики как бы поработали эквалайзером, очень высококлассным эквалайзером. Он звучит задорно и панчево. Но, когда в тракте (4 шт в цап + 2 шт в усилителе) везде стоят только 1656 с этим эквалайзером происходят метаморфозы. Поэтому 1656+1656 в цап +1656 в усилителе для меня ту мач.

0
ko888 ko888 1 год назад #

Опробовал вариант 1656 в ФНЧ+АД8066. Сразу после 8066+8066 чувствуется расширение динамического диапазона и бОльшая детальность. Звук полностью устраивает. Ничего не хочется больше менять. Сомневаюсь, что 1612 как-то улучшит картину думаю будет точно также.

0
ko888 ko888 1 год назад #

Пробовал Panasonic ZA на D6 версии платы 2,1 (он у меня безкомпромисный). Грел 12 часов. Оставил на аналоговом питании. До этого стояли Panasonic FR 1500мф с отборным ESR=0. Кардинальной разницы не заметил. Вроде панча чуть побольше, а может самовнушение.

В питании VREFH — вернул Elna Silmic 470мф 6,3v на место (планировал их на D5.5 поставить, но на D5.5 напряжение уже 6,3v — не подходят) . Получается следующая картина: сильно возрастает детальность, музыка распадается на звуки + огромное количество информации в материале. Одна песня длится целую вечность. Я стал уставать от прослушивания. Не то, что утомляет, а просто прослушивание превращается в работу. Усталость как будто кирпичи разгружал. Причем фоном совершенно не получается слушать. Начинаешь вслушиваться и устаешь. Усталость физическая.

0
emon emon 1 год назад #

так остановились на 1656 + 8066?

0
ko888 ko888 1 год назад #

Да. Очень нравится. Это один из вариантов. Предполагаю, что второй чип не особо сильно влияет. Так было на других цапах.

Пытался в платане купить LME49720, эти редиски мне в Dip прислали и заказ откорректировали, типа сам дурак. Послушал его — ну совсем незачет (мало отличается от LM4562), однозначно хуже 8066.

LME49860 — греется, видимо генерит — сгорит однажды.

Может когда нибудь попробую OPA1612, ну это когда c усилком придет от 3eaudio, а так больше негде оригиналы брать.

0
ko888 ko888 11 месяцев назад #

Удалось прикупить LME49720

https://aliexpress.ru/item/32919094535.html?spm=a2...

Маркировка такая же ужасная как на фото, но с ними действительно самый лучший звук. Вернее, может и не самый, но из того что пробовал — лучше всех. С тональным балансом полный порядок. Ощущение воздуха присутствует.

Также урвал соик LME49720 в терраэлектронике, но пока не смотрел.

По поводу того что LME49720 в Dip мне не понравились — да не понравились, не знаю, что тогда мне Платан продал.

0
RA198320 RA198320 1 год назад #

И всё-же AD8066 не ровные, середина у них не похожа на настоящую и некоторая звонкость ещё один камень в огород, явного выпячивания чего-либо нет скорее всего из-за короткого тракта и отсутствия каскодов. OPA1656 по звучанию похожа на NE5532, более менее прилично с ней звучат некоторые старые записи, современные уже не очень. Самый ровный звук у старых добрых, многими не любимых из-за отсутствия окраса у NJM4580. Но самая большая беда не в отсутствии окраса, а в «плоском» звуке, этим страдают почти все усилители с ООС, в этом плане усилители с ТОС чем-то лучше, но с другими недостатками, поэтому появляются любители ламповых усилителей, гибридников и усилителей без общей ООС. Любой ОУ с окрасом делает тракт жанровым, на котором один материал звучит обалденно, а другой даже включать не хочется. Интересный способ избавиться от плоского звука был найден абсолютно случайно, нужен был буфер, но впихнуть его в плату готового устройства было невозможно, возиться с подбором подходящего ОУ то-же не хотелось, было решено сделать на одном транзисторе, без источника тока, смещение задать резисторами, на удивление звук преобразился так, что никаких усилителей с ТОС, ламп и прочих ухищрений больше ненужно, т всё это звучит хуже. Позже захотелось повторить эксперимент, но взять напряжение смещения с выхода ОУ, оставив буфер без ООС, в таком виде ничего хорошего не получилось.

0
ko888 ko888 1 год назад #

«OPA1656 по звучанию похожа на NE5532» — вы просто бредите

0
Sergei436 Sergei436 1 год назад #

Скорее всего «RA198320» сравнивает оу не в качестве фвч в цапе… либо его звуковой тракт обладает изначально посредственным разрешением, отсюда такие выводы и частенько нравится то что похуже по параметрам, потому как даже глухой не поставит ора 1642 например, в один ряд с ne 5532, там целая магия. У меня такое было давно, когда все слушал через «ланзароподобные» усилители, хотя акустика в то время была уже достаточно неплохая.

0
RA198320 RA198320 1 год назад #

Похожа означает, что есть некоторая схожесть, а не одно и тоже. Конечно 1656 приятнее во всех отношениях, но это не значит, что 5532 полная дрянь, хотя в ЦАПе делать им нечего, они в своё время в студийных аппаратах встречались и думаю, что на них не мало записей было сделано в своё время, сам их применяю разве что в стабилизаторах, а 1656 долго стояли не только в ЦАПе, но и в фонокорректоре, пока не нашёл, что искал. Есть у меня ещё и 1652 эти похожи на 4558, вот только 4558 после 1652 уже совсем не хочется, хотя и 1652 далеко не идеал. А 4580 и 2114 приходится ставить не от хорошей жизни, а от того, что более современных ОУ с похожим звучанием и в нужном корпусе просто нет, MUSES8920 уже не то, есть надежда на MUSES01, эти заказаны, едут, но корпус только DIP. Не люблю я окрасов, выпячиваний и улучшайзеров, от того мне и приятны 2114, пусть немного мутнее (хотя я бы не сказал, что всё так плохо), зато более натурально, если появится более современная альтернатива — заменить не долго.

0
ko888 ko888 1 год назад #

Поставил Panasonic ZA 330мф в аналоговое питание (DH-D5.5). Цапу ощутимо похорошело )))). Он отреагировал более явно, чем DH-D6. Теперь опять кажется, что он опять лучше D6. На малых уровнях громкости однозначно лучше. На больших сравнить не могу, соседи уже ненавидят.

0
anton11 anton11 1 год назад #

А в стабилизатор питания аналогового фильтра кто-нибудь ставил эти гибридные ZA?

Есть смысл ставить после стаба 330мкф ZA, или все таки аудио электролит лучше?

0
ko888 ko888 1 год назад #

Подскажите, существует ли аналог opa828 в двухканальная исполнении? Полагаю, что лучше него в i/u больше ничего нет.

+1
emon emon 1 год назад #

OPA2828