Кроссовер для поканального усиления
Предлагаю обсудить вопросы, связанные с разделением на полосы для поканального усиления, в т.ч. цифровым, в т.ч. для автозвука.
Если стоит перенести в раздел «Автозвук» этого форума, то это можно сделать.
Краткое начало положено здесь: http://audiohobby.ru/articles/vysokokachestvennyi-...
04.12.2020 21:12
Ох, ща в меня тапки полетят :)… Скажу больше — ЦАПов должно быть три, каждый на свою полосу и свои динамики, соответственно. Поэтому вариант крутилок в аналоге изначально даже и не рассматривается. ЦАП в любом случае будет преобразовывать уже коцаный сигнал цифрового кросса, с задержками. Отсюда задача максимально «облегчить» и улучшить аналоговую составляющую. Цифра — она и в Африке цифра, ее можно бесконечно кромсать, решать проблемы с цифрой будем по мере их появления.
04.12.2020 22:54
По мне идея хорошая отказаться от пассивной фильтрации, особенно на НЧ звено. Другой вопрос, как это будет реализовано и что окажется большее зло. Делать подобное пробовал в аналоге и результат понравился.
Думаю при должном подходе и в цифре это можно реализовать с хорошим результатом. В общем пробуйте, а нам поделитесь впечатлениями, возможно результатами. Правда, думаю, если ставить какой-нибудь ADAU и в авто, то кучу D6-ых жирновато, многоканального цапа на ak4458 /ak4468 вполне хватило бы. У самого правда пока до такового руки не дошли.
04.12.2020 23:08
Исходную цифру «порезать» на частотные полоски, имхо, гораздо проще, чем аналог. После этой резки уходит проблема создания «универсальности» в усилительной аналоговой части. Хочешь — запиливай усилок под низы (кондеры пожирнее, о высоких частотах не паришься), хочешь под СЧ, хочешь — под ВЧ.
04.12.2020 23:26
Все правильно, в авто без базара, надо разделять полосы, под НЧ вообще класс D пилить и будет бомбический звучок, проверено!
Я вообще сейчас думаю, что эту тему надо и для домашней системы делать, бабло лишнее будет и сразу займусь.
Мой лично опыт.
Ford Mondeo — двухканалка плюс сабвуфер: пищалки на стойках лобового стекла, мидбас в дверях. С рождения было выбрано деление на полосы на низком уровне, усилители — два E.O.S. (двух- и четырех-канальный). Работала процессорная Blaupunkt Bremen MP76, деление полос и задержки делал процессором магнитолы (к сожалению, до сих пор непонятно, как из неё вывести цифру), возможностей было достаточно.
Потом поставил магнитолу Sony MEX-DV2000 (в основном, для прослушивания SACD), и так как возможностей её процессора не хватило (уже не припомню, чего конкретно, вроде бы именно кроссовера), нужно было разделить на полосы.
Сначала попробовал довольно качественный аналоговый кроссовер Panasonic, но так и не удалось поднять звуковую сцену и сделать «чистые» ВЧ (особенность применённых твиттеров — необходимость резать их снизу довольно высоким порядком фильтра).
Далее воспользовался вот таким решением: Как сделать процессорный звук в Жигулях Был куплен кроссовер ровно такой как указан по ссылке, установлен, настроен, но не устроило качество ЦАП, встроенных в ADAU. Поэтому я поставил два отдельных ЦАПа на СЧ и ВЧ звенья (на PCM5102 и ES9023, то есть что было компактного под рукой, плюс тогда я ещё не был знаком с конструкциями с этого сайта), на НЧ оставил встроенный. После этого удалось всё настроить как нужно («поёт тетя на капоте»), и с того времени (2016 год) этот сетап так и прижился в автомобиле. (Позднее ГУ Sony было заменено обратно на Blaupunkt Bremen MP76, но процессор на ADAU оставил).
Кстати, в Москве желающие могут послушать что получилось.
Понятно, что сейчас я делал бы немного по-другому. Появилось много недорогих цифровых процессоров (хотя бы разработки Чип-и-Дип), удобные цифровые источники звука (например, я млею от возможностей Tidal Connect в варианте, разработанном ppy)
Моё мнение применительно к автозвуку:
1. «Минимальный вариант» — цифровой источник -> процессор на каком-нибудь из ADAU -> регулировка громкости в процессоре -> 3-4 стерео ЦАПа класса PCM5201..PCM5242 или ES9023..ES9038qm
2. «Оптимальный вариант» — цифровой источник -> процессор на каком-нибудь из ADAU -> регулировка громкости в процессоре -> многоканальный ЦАП на AK4458/4468 вроде такого ЦАП от Bela Szurma на AK4458
3. «Максимальный» вариант — цифровой источник -> процессор на каком-нибудь из ADAU -> 3-4 стерео-ЦАПа класса AH-D6 -> многоканальная регулировка громкости на MDAC
Во всех вариантах для автомобиля хорошо поставить микрофон с непрерывным изменением уровня шума в салоне с соответствующим изменением громкости звука в зависимости от него.
На всякий случай ещё добавлю (и по своему опыту тоже), что пассивная фильтрация на высоком уровне («между» усилителем и динамиками) в автомобиле не идёт ни в какое сравнение с активной на линейном уровне.
А именно, была первая установка в Ford Focus с Focal Polyglass с родными кроссоверами (тоже 2-полоска плюс сабвуфер), притом, что на сабвуфер шел уже сигнал отфильтрованный с ГУ (соотв., с отдельным усилителем, — точнее, стоял 4-канальный, из которых два канала — мостом на суббас, а два — на фронты). Звучала _гораздо_ хуже чем подключение уже с кроссоверами на линейном уровне (с такого же Blaupunkt Bremen MP76), и прожила поэтому меньше месяца.
Наконец, о цифрокроссах: у кого-нибудь был опыт или кто-то может помочь вот с такой штукой: https://aliexpress.ru/item/4001131513320.html ?
Она выглядит многообещающе
Порезать цифровой поток на полосы и изменить уровень цифрового потока как бы совсем не одно и тоже, первое как бы количество информации в сигнале не изменяет, а только делит ее по полосам, а вот регулировка «громкости» режет разрядность .
Хотя если у вас будет накручено почти всегда на 80-90 от полной громкости, может влияние и будет не сильно заметно.
Интересная штука, как раз по вашим потребностям, уже готовое с цап и прочей обвязкой, подключай и играйся.
Цитата: caleb
а только делит ее по полосам, а вот регулировка «громкости» режет разрядность
Да кто бы спорил )
Именно поэтому «постоянная» регулировка громкости у меня сделана регуляторами на усилителях (чтобы не менять уровень полос в кроссовере), и именно поэтому в «максимальном» варианте я предложил многоканальный аналоговый регулятор громкости (естественно, с цифровым управлением) после ЦАПа.
Здравствуйте,
делить частоты «по цифре» можно и программно (платные)
АДАУ, по даташит, — плохой Звук.
Регулировать громкость ЦАП ом нельзя.
Активные фильтры только на 100- 300 Гц фазу крутят (у меня 60' получилось на джет полевике), выше — ровная полка.
Для регулировки громкости в поканалке - альпс с редуктором, хоть 100 каналов, пульты есть «аля эпл» в т.ч.
Тема актуальная, подписался.
Вот тут ребята уже собрали нечто подобное, к чему я стремлюсь
Цитата: Denis_KA
Вот тут ребята уже собрали нечто подобное
Да, я примерно это имел ввиду. Кстати, разработчик этой конструкции здесь на сайте тоже бывает. И между прочим, использует её в постоянном «ношении» — можно спросить впечатление.
Цитата: bss9
делить частоты «по цифре» можно и программно (платные)
Не очень понятно, что именно имеется ввиду. Собственно, ADAU тоже вроде программное решение.
Цитата: bss9
Для регулировки громкости в поканалке - альпс с редуктором, хоть 100 каналов, пульты есть «аля эпл» в т.ч.
Не, это точно не вариант — как минимум сильный разбаланс даже у лучших потенциометров, плюс механическая ненадёжность, etc.
Цитата: VKhrychikov
ADAU тоже вроде программное решение
Не правильно поднес информацию, не до конца «в теме» о применении адау и программировать не умею (для меня не нужное Дело, строю на активных фильтрах, применяя буфер на рассупухе, кстати пп кроссовера на ОУ (вегалаб, Анатолий, м Титирязевская) купил, но размеры и в мультисиме фазу крутит — даже время тратить не хочу).
Будет свободное время (?), куплю в чип дипе и ...
Отвечать в темах могут только зарегистрированные пользователи. Вход • Регистрация.