audiohobby.ru audiohobby.ru

Усовершенствованный адаптер к проигрывателю «Арктур-006» для MC-картриджа

Внешний вид

Первая версия адаптера проработала у меня около 3-х лет. Потом, в связи с улучшением звукового тракта, появилось желание сравнить звучание этого адаптера с пермаллоевыми повышающими трансформаторами (1:10). Результат был ожидаемым — адаптер звучал не очень хорошо — всё познаётся в сравнении. Далее описана улучшенная конструкция устройства, обладающая лучшим звучанием. Она используется совместно с доработанным проигрывателем «Арктур-006» — внутри «встроен» один из вариантов усилителя-корректора «Lynx04», предприняты меры по демпфированию корпуса проигрывателя и введены другие улучшения. Описываемый адаптер включается с помощью штыревого разъёма СШ-5 (DIN-5) в гнездо для «заглушки» сзади проигрывателя с надписью "~5 мВ". Конечно же, нет никакого смысла использовать MC-картридж и такой адаптер со штатным усилителем-корректором «Арктур-006»! Но можно изменить конструкцию адаптера так, чтобы его можно было подключить к внешнему усилителю-корректору.

Адаптер собран в таком же алюминиевом корпусе BS31BK, как и раньше — размером 80x55x25 мм, а его питание осуществляется от внешнего силового трансформатора, размещённого в сетевой вилке (я использовал блок питания от модема «3Com U.S. Robotics 5630» с заявленным выходным напряжением ~9В и напряжением холостого хода — порядка ~11В). Немаловажное значение имеет размещение силового трансформатора вдали от входных чувствительных цепей. Следует также учитывать, что адаптер чувствителен к импульсным помехам от различных (и, как правило, многочисленных) окружающих устройств (например, таких, как светодиодные лампы с импульсным питанием). Часть этих помех может проникать через электрическую питающую сеть, а также воздействовать в виде электромагнитных наводок даже на кабель, по которому поступает входное переменное питающее напряжение через разъём X3. Для снижения воздействия помех через сеть необходимо использовать сетевой фильтр, а для снижения наводок желательно заэкранировать питающий кабель и/или по возможности подобрать экспериментально его оптимальное расположение. Уровень влияния наводок на кабель можно немного снизить, продев его в виде петли через ферритовое кольцо вблизи разъёма X3. Так как потребляемый адаптером ток очень мал, устройство может оставаться подключенным к питающей сети практически круглосуточно.

Рассмотрим принципиальную схему адаптера:Принципиальная схема

Основное изменение в схеме претерпел блок стабилизаторов — он практически целиком заимствован из узла питания референса ЦАПа AH-D7T на AK4497 (разработка Андрея), который построен на основе «стабилизаторов Назара» (VT1, VT2, VT4, VT5, VT7, VT8, VT10, VT11 на рассматриваемой схеме), подключённых к выходам стабилизаторов на ОУ (DA3, DA4, VT3, VT6, VT9, VT12). Для каждого канала усилителя и каждого плеча питания (+ / -) используются отдельные стабилизаторы (всего — четыре).

Сначала в качестве входных усилителей DA1, DA2 были применены те же ОУ AD797, что в первоначальной схеме, но оказалось, что они звучат хуже, чем более современные OPA1611 (биполярные малошумящие), которые и были взяты за основу. От цепей балансировки R6, R12 пришлось отказаться, но и без них постоянное напряжение на выходах ОУ не превышает величины ±0.3 мВ. Операционные усилители OPA1611 смонтированы на переходниках SOIC-8 — DIP-8:

OPA1611

Примечание: Впоследствии в самом усилителе корректоре «Lynx04» также были заменены операционные усилители AD743 на новейшие OPA828IDR — с ними звучание стало лучше.

В сигнальных цепях ОУ DA1, DA2 применены исключительно тонкоплёночные резисторы (типоразмера 0805). Электролитические конденсаторы в фильтрах питания по постоянному току — аудио «Nichicon KA» (C47, C49, C48, C50), «Nichicon KZ Muse» (C13, C23, C33, C40), остальные — «Nichicon FG». Использованы также плёночные конденсаторы PPS (C16, C26, C36, C43, C22, C32) и керамические NP0 (C1, C2, C3, C5, C7, C8, C9, C11, C14, C24, C34, C41, C19, C29, C39, C46). Хорошие результаты дала установка плёночных конденсаторов PPS (C4, C6, C10, C12) вместо керамики NP0 (C3, C5, C9, C11) такого же номинала. Можно увеличить ёмкость конденсаторов C3, C6, C10, C12 до 1 мкФ (PPS) и исключить при этом электролитические конденсаторы C13, C23, C33, C40.

Конденсаторы C53, C54 (керамические X7R на напряжение не ниже 50 вольт) и резистор R73 выполняют роль RC-фильтра. Конденсаторы C51, C52 служат для получения напряжения отрицательной полярности от одной обмотки трансформатора (Двуполярное питание от одной обмотки. Журнал «Радио», 1982, №7, с.61). Стабилитроны ZD3, ZD4 выполняют защитную функцию — их ставить не обязательно. Излишки напряжения гасятся резисторами R69, R72 и реактивным сопротивлением конденсаторов C51, C52 (суммарно — порядка 30 Ом на частоте 50 Гц). Напряжение на выходе выпрямителей после резисторов R69, R72 под нагрузкой должно составлять 8..10 вольт. Операционные усилители DA3 и DA4 («rail-to-rail» типа OPA1642 или OPA1652) могут быть в корпусах SOIC-8 (запаиваются снизу платы) или VSSOP-8 (запаиваются сверху платы — у меня как раз лежала пара таких «без дела»).

Вид на монтаж печатной платы сверху (с ОУ AD797):

Вид платы сверху

И снизу:

Вид на монтаж снизу

Печатная плата заземляется на металлический корпус с помощью двух пружин — они же выполняют и роль её «держателей». Места соприкосновения пружин с внутренней стороной верхней крышки нужно зачистить, и хорошо бы смазать «Циатимом».

После монтажа нужно проверить корректность питающих напряжений (±8..10В на выходах выпрямителей после гасящих резисторов, ±2,5В на стабилитронах ZD1, ZD2 типа LM4040-2.5, ±6,2В на входах «стабилизаторов Назара» и ±5В на их выходах в каждом канале) — на плате предусмотрены соответствующие контактные площадки. У меня  конструкция заработала сразу без дополнительных настроек.

Рисунок печатной платы приведён в архивном файле во вложении.

На мой слух, грампластинка с таким адаптером и картриджем «Denon» DL-103 звучит очень «достойно», не намного хуже, чем с повышающими трансформаторами, несколько уступая последним в детальности на высоких частотах. Если допустимо такое сравнение, то различие в звучании примерно такое же, как между ЦАП AH-D6/mk3 AK4493 и ЦАП AH-D7T AK4497 с трансформаторным выхлопом.

Вложение:
pechatnaja-plata.zip 270 Кбскачан 122 раза
+4
+1
caleb caleb 3 года назад #

Опять трансики вне конкуренции.

0
bss9 bss9 3 года назад #

1.2в падение на шунте «электронного конденсатора»  не много, 2й тр- р открывается? Сам применять начал, Назар много, что подсказал и на ветке информации достаточно. На 1 тр-ре в коллекторе 470 Ом применили, ток достаточен? Вся фишка Вашего проекта только в наличии питания (другого) И почему ЛМ не применили?

0
Pushok62 Pushok62 3 года назад #

Там всё отлично работает. Точно такая же схема применена в ЦАП AK4497T, и с ней не было никаких проблем. А LM не применял из-за высоких шумов. На таких уровнях входного сигнала 0,3..0,4 мВ шумы стабилизаторов приводят к более грубому звучанию ВЧ, ухудшению детальности. С применёнными в первом варианте схемы малошумящими стабилизаторами M5230L звучание было хуже. Никаких измерений шумов я не проводил, так как измерять нечем. Оценка проводилась только на слух, путём сравнения с пермаллоевыми трансформаторами 1:10. Планирую ещё попробовать заменить керамику NP0 0,01 мкФ в питании ОУ на плёнку PPS такого же номинала (больший номинал ставить опасно, так как может появиться лишнее «окрашивание»).

0
bss9 bss9 3 года назад #

Назар интересен именно низким выходным сопротивлением  и на ветках он методично обьясняет, что это хорошо сказывается на конечном результате именно из 0.001 Ом на выходе и электролитами шунтировань нельзя. Шум вторичен или достаточен. Ну, не уверен, Семигор так же не настаивал. Поробуйте «разгрузить нагрузку» или переменник. 2 тр., может оказаться не рабочий (не в режиме) и 470 Ом на 1м, для 5 в не многовато (в мультисиме 510 Ом при 15в на грани фола, прсто у меня их много, поэтому решил применить в питании ТРГ). Назар работает в узком пороговом режиме, если, вообще, заведется. Может «оказаться» без полезен. Ток бы эмитерный снять и температуру 2 тр-р. На опрорном почему делитель, а не стабилитрон (шунтировать 50мкф и пленкой)? В Вашем случае с DA3 не лучше опорное взять?

0
Pushok62 Pushok62 3 года назад #

Надо будет попробовать убрать электролиты на выходе стабилизатора, наверное я их зря туда поставил. Все остальные номиналы оставил без изменений и с их подбором не стал заморачиваться, так как эта схема у меня сразу «заводилась» без проблем в двух экземплярах AK4497T. Это же касается и узла опорного напряжения. Насчёт шума вот что пишет Андрей: «Также хочу отметить объективное преимущество «стабилизаторов Назара» по сравнению с качественным электролитом в цепи питания референса, их применение здесь объективно дает выигрыш в 2-3Дб шумовой полки по сравнению с elna silmic II». Для меня было важным получить хороший звук, и результат меня устроил.

0
bss9 bss9 3 года назад #

Юху! Лишь бы Назар не сорвало, тогда он без полезен и только испортит все надежды на Звук. Шумовая полка вторична, там Омы «рулят» (точнее, нули после запятой). Звук начинается с питания, по мне, и ОУ (меньшинство), и  схемы (большинство) заиграют. Назар вредный, его строить надо под схему, чтоб не сорвало (шунт, долго хотел узнать у Назара, тот как уж на сковородке… Большинство на форуме показали на падение 0.5 — 0.6 в, на тройке этого придерживался, на двойке не получилось… Запилю РГ, посмотрю, платы тройки еще в дороге)

По электролитам… вимы мкр в ряд разной и много, на опа до 1-2мкФ достаточно, думаю, будет (на счет керамики мнения разделились… и не советчик, считаю размер имеет значение, конструктив и фаза- маза)

0
Pushok62 Pushok62 3 года назад #

Заменил керамику NP0 (C3, C5, C9, C11) на плёнку PPS (C4, C6, C10, C12) — звучание в таком варианте мне понравилось больше.  Попробовал выпаять электролиты C13, C23, C33, C40 — особых изменений я не заметил, поэтому вернул их обратно. Честно говоря, сегодня при слепом прослушивании я не смог отличить звучание грампластинки с этим адаптером от звучания с повышающими пермаллоевыми трансформаторами. Наверное, уже слух «замылился», или разница на самом деле не такая большая.