Выхлоп ЦАП, опыт, мысли вслух
Вдоволь наигравшись с заменой ОУ в своём AH-D6 вернул обратно то, что когда-то давно изначально посчитал верным AD8066+AD8065 и более не на что их там менять не собираюсь, т к с ними детальность самая высокая и никаких окрасов, никакой грязи, звук настолько чёткий, что даже непривычно, что означает, что первый полюс без ООС у них находится выше 20кГц и данные ОУ обладают достаточным быстродействием. Любимые многими OPA1656 по своему хороши в фильтрах (я их долго там слушал, ставил в фонокорректоры и УВ магнитофонов), но есть причины, по которым я более не буду использовать там ОУ с полюсами ниже 20кГц. Самое лучшее место для таких ОУ в предусилителе или в буфере, но не в источнике сигнала. В ЦАПе, если фильтр и вычитатель разделены, то по идее такой фильтр должен искажать звук больше, чем если бы всё было бы сделано на одном ОУ, особенно если полюса ОУ фильтра будут находиться в звуковом диапазоне, причина этого очень проста — невозможно создать две абсолютно одинаковые детали, два ОУ в одном корпусе не значит, что у них абсолютно одинаковое быстродействие и полюса, отсюда хоть и небольшая но потеря чёткости, звук становится чуть более размытым, протяжным, слегка смягчённым, для многих более привычным, другое дело, если полюса находятся выше слышимого диапазона, то этого не слышно. Интересно было бы услышать отзывы об AH-F7, даже не отказался бы послушать ЦАП с ним, но есть предположение, что он может оказаться худшим (несмотря на то, что хотелось бы, что-бы он был лучшим), всё из за задержки сигналов опером U2. Как возможный вариант решения этой проблемы — замена U2 на AD8066, U1 то-же желателен AD8066, в результате никакой выгоды от такой схемы. Лучшее решение, которое приходит на ум, это фильтр + вычитатель на одном ОУ, либо дискрет с первым полюсом без ООС усилительного устройства выше 20кГц, а после него, если будет необходимость в дополнительной фильтрации, установить дополнительный фильтр на одиночном ОУ либо на дискрете, к нему уже требования не такие жёсткие, а в случае дискрета можно попытаться реализовать в нём функцию mute, что-бы убрать из тракта реле. Есть ещё одна причина, по которой в источнике сигнала окрас нежелателен, касается она прежде всего любителей магнитофонов, т к записывать окрашенный звук не есть гуд.
Не понял про задержки «опером U2»? AH-F7 это ж полностью дискретный фильтр, там никаких ОУ нет. Отзывы есть тут, https://audiohobby.ru/groups/demo-samples-reviews-feedback?wid=87
На счет полюса не соглашусь, важна исходная линейность и петлевое усиление на 20кГц и выше, а уж где сам полюс/ы окажутся (если один) не имеет принципиального значения. Если перегрузить УН резистором, можно придушить усиление, ну и получим первый полюс за 20кГц, только толку от этого никакого. Глупо нарочно избавляться от усиления.
Не понял откуда Вы решили, что у AD8066 полюс за 20кГц находится. Смотрю на Figure 15. Open-Loop Response и в упор этого не нахожу, с виду простая однополюсная коррекция, хорошо если там полюс на 1-5кГц окажется. А вот ~72Дб усиления на 20кГц это хорошо, мало какой ОУ может таким похвастаться.
Цитата: admin
Не понял про задержки «опером U2»? AH-F7 это ж полностью дискретный фильтр, там никаких ОУ нет. Отзывы есть тут, https://audiohobby.ru/groups/demo-samples-reviews-...
Странно, вот тут есть: https://audiohobby.ru/articles/plata-analogovogo-f…
Цитата: admin
На счет полюса не соглашусь, важна исходная линейность и петлевое усиление на 20кГц и выше, а уж где сам полюс/ы окажутся (если один) не имеет принципиального значения.
Позволю себе немного поправить, важна исходная линейность в слышимом диапазоне частот, т е ровное петлевое во всей полосе усиливаемых частот (в данном случае слышимый диапазон частот до 20 кГц).
Цитата: admin
Если перегрузить УН резистором, можно придушить усиление, ну и получим первый полюс за 20кГц, только толку от этого никакого.
Толк будет, рекомендую так сделать и отправить на тестирование, пусть каждый желающий услышит и скажет своё слово.
Цитата: admin
Глупо нарочно избавляться от усиления.
Не глупо, если от него нет, либо мало толку.
На счёт полюсов, если они оказываются в слышимом диапазоне, то это слышно, как не старайся поднять усиление с целью сделать искажения незаметными, просто на разных частотах это слышно по разному, НЧ полюс проявляется как тяжесть, СЧ и ВЧ как мутность и грязь на этих частотах. Если первый полюс будет находиться выше 20кГц, то не будет никакой тяжести и грязи, нелинейные искажения при таком полюсе на уровне 0,00X не слышны, рекомендую попробовать такой вариант.
На счёт AD8066 может я и погорячился, на счёт его полюса это скорее предположение, чем утверждение, т к это один из немногих ОУ не меняющих звук.
Вообще ОУ наделали много и уровень нелинейности у них судя по цифрам фантастика, при таком уровне искажений звук должен быть просто идеальным, но не тут то было, дискретный усилитель с первым полюсом в за условной границей слышимого диапазона (20кГц) и нелинейными искажениями на уровне 0,00X звучит лучше всех этих изысков современности.
Цитата: RA198320
Странно, вот тут есть: https://audiohobby.ru/articles/plata-analogovogo-f...
моя недоработка, этот вариант с давних времен, уже сам забыл что такой когда-то и был… Сейчас с названием AH-F7 Pro дискретный фильтр трудится.
Цитата: RA198320 ровное петлевое во всей полосе усиливаемых частот (в данном случае слышимый диапазон частот до 20 кГц).Толк будет, рекомендую так сделать и отправить на тестирование, пусть каждый желающий услышит и скажет своё слово.
не вижу смысла стремиться за «ровное петлевое во всей полосе усиливаемых частот», лично проверял, своим ушам я больше доверяю. Это усилитель с усилением 30-40Дб легко можно скомпенсировать с первым полюсом за 20кГц. А попробуйте это сделать для схемы устойчивой при единичном усилении. Покажите мне хоть один ОУ выполненный по топологии Лина, где ровный график OLG до 20 кГц.
Умышленное занижение усиления на низких частотах ради простого выравнивания петлевое в звуковой полосе считаю бессмысленным. Действительно добавление резистора в определенных пределах на выход УН линеаризует нагрузку для него, что и дает свои плюсы, но дальнейшее его уменьшение с целью полного выравнивания усиления бессмысленно и на слух не несет никакой выгоды.
Цитата: RA198320
На счёт AD8066 может я и погорячился, на счёт его полюса это скорее предположение, чем утверждение, т к это один из немногих ОУ не меняющих звук.
Тут тоже не согласен, и этот оу немного красит в холодную сторону, но Ваши слуховые предпочтения больше на его стороне.
Цитата: admin
Сейчас с названием AH-F7 Pro дискретный фильтр трудится.
Можно схему или ссылку на статью?
Цитата: admin
не вижу смысла стремиться за «ровное петлевое во всей полосе усиливаемых частот», лично проверял, своим ушам я больше доверяю.
Это я так понимаю из-за этого:
Цитата: admin
А попробуйте это сделать для схемы устойчивой при единичном усилении.
Или из-за личных предпочтений?
Цитата: admin
Покажите мне хоть один ОУ выполненный по топологии Лина, где ровный график OLG до 20 кГц.
Хотел бы увидеть, взять и применить, продолжаю поиски, думал, что AD8065/66 именно такой, в неинверте он грязь не разводит, в отличии от схожего по звучанию LM4562.
Цитата: admin
Тут тоже не согласен, и этот оу немного красит в холодную сторону, но Ваши слуховые предпочтения больше на его стороне.
Спорный вопрос, тут либо особенности моего слуха, что я не слышу после него грязи, характерной для низкого полюса, либо опер такой, как мне хочется, либо очень близко к тому. Холодный оттенок данный ОУ даёт только в случае, если его в источнике сигнала установить самым первым (в данном случае фильтр ОУ), если в тракте поменять его местами с другим (тем-же OPA1656 в предусилителе), то холодный оттенок исчезает, появляется теплота и некоторая мутноватость, что подталкивает к выводу о том, что холодный оттенок на самом деле есть отсутствие оттенка, а привычная всем теплота есть оттенок, по сути это искажение сигнала. Для меня холодный оттенок так-же непривычен, как и для многих других, но с ним слышно чуть больше, чем с тёплым.
Пришла на ум одна идея, а что если избавиться от балансного подключения выхода ЦАПа к ОУ? С выхода ЦАПа остаётся фильтр, один конец которого идёт на массу, другой на инвертирующий вход ОУ и конец всем изыскам?
Решил попробовать, вот первый результат моего недавнего знакомства с симулятором.
Цитата: admin
Покажите мне хоть один ОУ выполненный по топологии Лина, где ровный график OLG до 20 кГц.
Вот пожалуйста: NJM4580, NJM4556.
Недавно экспериментировал с ними и вынес приговор AD8066/65 в неинверте в звуковом тракте делать им нечего, т к гадят, причём так, что не сразу это поймёшь, сбивало с толку то, что большинство современных цифровых источников сигнала звучат во многом схоже с тем, что получается с данными AD.
Указанные выше NJMы не разводят грязь, но тем не менее к сожалению они не идеальны, низкое петлевое и маленькая скорость дают о себе знать, это слышно, поставил их в бюджетную звуковуху, там все ОУ в неинверте, прозрачность нравится звук настолько лёгкий, что просто невесомый, но тормознутость немого раздражает. Интересно существуют ли более современные аналоги, с теми-же преимуществами, но без недостатков.
Цитата: RA198320
Интересно существуют ли более современные аналоги, с теми-же преимуществами, но без недостатков.
MUSES03 всякие, но только ценник там… Но они тоже по мне далеко не идеал.
Добился того, что хотел и собрал выхлоп с первым полюсом выше 20 кГц, сегодня отслушал, не понравилось. Думаю тут дело вот в чём, в аналоговых источниках сигнала (проигрыватель, магнитофон) ширина полосы усиливаемого сигнала 20 кГц, поэтому полюс чуть выше 20 кГц даёт лёгкий и прозрачный звук, но в ЦАПе присутствует надтональный сигнал, который сильно выше 20кГц, в результате возникает интермодуляция, именно она портит звук. Далее повышать полюс считаю безсмысленным, т к будет падать усиление, расти гармоники, схема усложняться. Думаю, что лучшим вариантом построения выхлопа будет без общей ООС, если кто собирал такое или видел схему для AK4490 прошу поделиться.
Цитата: RA198320
присутствует надтональный сигнал, который сильно выше 20кГц, в результате возникает интермодуляция, именно она портит звук
Правильно мыслите, но где находится полюс это вторично. Еще раз повторю свою мысль, не принципиально, где находится первый полюс, более важно исходная линейность, особенно линейность и перегрузочная способность входного дифференциального каскада, ну и только потом запас петлевого усиления.
А как вам такой вариант фильтра для AK4490?
Решил сделать выхлоп для китайского ЦАПа на AK4490 на основе AH-PCM1, схема прилагается, сегодня провёл испытания, на удивление такой вариант фильтра мне очень понравился, поигрался с заменой ОУ, был удивлён как хорошо тут подходят дремучие JRC4580, даже начал думать о приобретении MUSES. Если применить ОУ с низкими полюсами, то звук чуть грязнее, но всеравно лучше, чем с классическим вариантом. В классическом варианте выхлопа ОУ с высоким полюсом в вычитателе хоть и давал неокрашенный звук, но интермодуляция на ультразвуковых частотах высверливала мозг, слушать такое было сложно, здесь этого нет, поэтому ОУ с высокими полюсами тут покажут себя во всей красе. Хотя надтональная часть так-же плохо фильтруется, как и в классическом варианте, поэтому все последующие каскады усиления желательно делать в инверте либо без ООС.
Интересный выхлоп применила фирма Marantz в усилителе PM6005. Дифкаскад на полевых, что есть хорошо, применённая сборка есть в магазинах и цена не кусается, в усилителе напряжения всего один конденсатор коррекции не большой ёмкости, на выходе довольно интересный повторитель, интересно, из каких соображений он тут применён именно такой.
Как-то захотелось сделать выхлоп без реактивностей в цепях ООС, но всё не было времени, поэтому даже такая простая вещь стала долгостроем, как оказалось не зря. При применении ОУ с высоким первым полюсом, например MUSES02 звучит кристально чисто, не бубнит. Испытан на AH-D3.1, кроме указанного ОУ хороший результат с MC33078, TL082.
Отвечать в темах могут только зарегистрированные пользователи. Вход • Регистрация.