Доработка акустических систем Aleks ID-507F SE «Amati»
В целом неплохие акустические системы (АС) Aleks ID-507F SE «Amati», купленные мной лет 10 назад за $1000, я слушал довольно долго, пока у меня не появились качественные ЦАП и УНЧ, с которыми звучание этих АС стало казаться невыносимым: отчётливо слышалась «грязь» не только на СЧ и ВЧ, но и неприятный гул на НЧ.
Табличка с характеристиками находится на задней стенке АС:
Вопрос по замене конденсаторов в кроссоверах возник у меня практически сразу после покупки АС, так как когда я в первый раз посмотрел на плату фильтров, не поверил своим глазам: практически все установленные конденсаторы были неполярными «электролитами» от некоего производителя «SPT» (кроме одного плёночного номиналом 0,47 мкФ для ВЧ динамика, подключённого параллельно опять же «электролитам»):
Я даже написал письмо разработчику акустики Александру Ян-Беляевскому со следующим вопросом (дословно): «Имеет ли смысл заменить эти конденсаторы на, скажем неполярные электролиты Nichicon ES, или полипропиленовые конденсаторы MCap Supreme?». Ответ уважаемого разработчика оставлю здесь без комментариев (орфография и пунктуация автора сохранены, я лишь убрал некоторые вложенные кавычки): «В акустике применены японские аудио конденсаторы бумажно-плёночные филиала компании ELNA. С виду они похожи на электролиты. На самом деле это только банки. Сами конденсаторы ленточные-плёночные в бумаге и помещённые в алюминиевые банки от воздействия внешних наводок высокой частоты. На конденсаторах есть указатели No Polariti или NP что обозначает неполярные конденсаторы-неэлектролиты. Указателей плюсов и минусов тоже нет. Никаких электролитов в акустике нет!!! Nichicon ES применять в акустике нельзя, они не звучат и они нестабильные в работе. Наводки огромные. Хапают всё. MCap ставить можно но они очень большие и дорогие. Звучать будут но не лучше чем японские которые стоят филиала ELNA. Но можете поразвлекаться. Вдруг будет лучше. Чтобы было лучше надо менять акустику на более высокого класса модель EVERLY».
И вот я наконец-то созрел и решил «поразвлекаться» и доработать АС, чтобы использовать их по назначению, а не только в качестве красивой подставки. Для начала я изъял кроссоверы и динамики, и нарисовал принципиальную схему АС: Позиционные обозначения и номиналы резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности написаны на плате кроссовера, а сопротивления динамиков были измерены мультиметром и могут немного отличаться от реальных. Решено было менять все «электролиты» в СЧ и ВЧ звеньях (C1, C2, C6, C7, C8, C9, C10) на «плёнку», оставив их лишь в НЧ звене (C3..C5), так как их замена реально не будет заметна. Я выбрал на замену недорогие китайские конденсаторы PAPRI, имеющие довольно широкий выбор номиналов и не очень большие габариты. Рассматривался также вариант применения хороших отечественных конденсаторов KZK, но я от их использования отказался, так как стоимость доработки АС возросла бы примерно в 2,5 раза. Три «электролита» C1, C2, C7 я заменил на два конденсатора PAPRI 40+47 мкФ, «электролиты» C6, C8 — соответственно на PAPRI 10+3,3 мкФ, в качестве C9 и C10 я применил имевшиеся у меня в наличии K73-11 2,2 мкФ и Mundorf MCap Supreme 1 мкФ соответственно.
Дополнение: впоследствии (ради эксперимента) полиэтилентерефталатный конденсатор C9 типа K73-11 был заменён на полипропиленовый MKP «WEAH», в результате звучание на ВЧ стало заметно мягче, из чего можно сделать однозначный вывод: конденсаторы K73-11 для хорошего звука не годятся (хотя на некоторых форумах можно встретить обратное утверждение). Также вместо цементных проволочных резисторов R3, R2 применены остеклованные проволочные Vishay (Draloric) G204 4.7R 7W 2%, что также очень благотворно сказалось на звуке.
Доработка плат кроссоверов была начата с демонтажа заменяемых электролитических конденсаторов:
а вместо 4-х саморезов, крепящих плату, вкручены шестигранные латунные стойки М3 высотой не менее 25 мм — для установки верхней дополнительной платы с новыми конденсаторами (я использовал по две стойки: нижние — длиной 8 мм — они имели достаточный ход резьбы для вкручивания хвостовика «папа» в пластмассу, а верхние — длиной 20 мм — обычные, с короткой резьбой «папа»). В отверстия перед вкручиванием стоек я добавил клей B-7000. Этот же клей я использовал для фиксации конденсаторов на новых платах, изготовленных из одностороннего стеклотекстолита толщиной 1,5 мм методом ЛУТ:
Для дополнительной жёсткости конденсаторы на новых платах зафиксированы стяжками. Монтаж конденсаторов осуществляется с обеих сторон (снизу располагаются конденсаторы номиналом 3,3 мкФ).
На место демонтированных «электролитов» на «старые» платы кроссовера впаиваются провода для соединения с верхней платой:
Сначала планировалось крепить эти провода к верхней плате через клеммники с шагом выводов 3,5 мм, но оказалось проще припаять их к контактным площадкам снизу новой платы. В результате фиксации элементов клеем B-7000 получилась довольно монолитная конструкция:
Для крепления верхней платы использовались винты М3 длиной 6мм с шайбами.
____________________________________
Дополнения к доработкам по ходу статьи
1. Вид верхней платы с полипропиленовым конденсатором C9 типа MKP номиналом 2,2 мкФ, установленным взамен К73-11:
2. Вид основной платы с остеклованными резисторами Vishay (Draloric) G204 4.7R 7W 2% в кроссовере ВЧ и СЧ звеньев (на фото — зелёные снизу):
____________________________________
Перед установкой плат кроссовера на свои места необходимо выполнить дополнительное демпфирование корпуса АС, гасящее нежелательные вибрации и гудение. Закреплённый внутри штатный синтепон пришлось временно убрать, чтобы обклеить изнутри все стенки корпуса автомобильным звукопоглощающим клеящимся материалом толщиной 8 мм (хватило двух листов).
После этого синтепон был возвращён назад и закреплён на боковых стенках изнутри небольшим количеством клея «Момент-Кристалл».
У рассмотренной конструкции обнаружился один недостаток: высота полностью собранного блока фильтров (вместе с дополнительной платой) не позволяет установить его через довольно маленькое отверстие сзади АС. Поэтому перед установкой блока фильтров необходимо освободить верхнюю дополнительную плату, открутив винты её крепления. После этого платы можно поочерёдно вставить в отверстие сзади, но верхнюю плату придётся закреплять винтами через передние отверстия для двух нижних НЧ динамиков. Чтобы винты в момент прикручивания платы не падали, нужно использовать магнитную крестовую отвёртку или фиксировать винты на острие отвёртки отрезками двухстороннего скотча 3М (я использовал второй вариант). Пришлось повозиться, но всё получилось!
Поэтапный монтаж плат показан на следующих фотографиях.
Вид АС сзади — к платам подпаяны все провода, но винты крепления верхней платы сняты:
Верхняя плата с новыми конденсаторами просунута в отверстие сзади АС, а штатная плата находится почти на месте (осталось её «довернуть» и прикрутить к корпусу АС):
Штатная плата закреплена на корпусе АС сзади, а верхняя плата пока не зафиксирована винтами изнутри:
Верхняя плата закреплена винтами изнутри:
Всё на своих местах, осталось закрыть кроссовер синтепоном:
Так как провода изначально были припаяны (!) к лепесткам динамиков, было решено сделать соединение по-человечески — с помощью клемм в виде гнездовых соединителей шириной 4,8 мм и 2,8 мм (соответствующие штыревые разъёмы, входящие в комплект, не пригодились):
Хотелось бы обратить внимание, что плюсовые лепестки всех динамиков, кроме ВЧ — широкие (4,8 мм), а плюсовой лепесток ВЧ динамика — узкий (2,8 мм). Лепестки ВЧ динамика закреплены на довольно «хилой» пластмассовой пластине, легко плавящейся при нагреве паяльником, поэтому отпаивание от динамика проводов и последующее подсоединение клемм следует выполнять с большой осторожностью.
После установки кроссоверов и всех динамиков на свои места очень не терпелось проверить результат доработки АС: не зря ли всё это затевалось? Оказалось, что не зря. Акустические системы стали звучать гораздо мягче и чище. Исчез неприятный гул на НЧ, а СЧ и ВЧ стали намного детальнее. Такие колонки хочется слушать!
Во вложении прикреплён файл архива с рисунком дополнительной печатной платы (в формате программы Sprint Layout 5) для использованных мной конденсаторов.
TSC 5 лет назад #
«Так как провода изначально были припаяны (!) к лепесткам динамиков, было решено сделать соединение по-человечески — с помощью клемм в виде гнездовых соединителей»
Любое штыревое/клемное соединение хуже пайки, так что от данной переделки пользы никакой, ну разве что чуть проще замену головки делать.
«японские аудио конденсаторы бумажно-плёночные филиала компании ELNA. С виду они похожи на электролиты. На самом деле это только банки. Сами конденсаторы ленточные-плёночные в бумаге и помещённые в алюминиевые банки от воздействия внешних наводок высокой частоты.»
забавно что «филиал ELNA» упаковывает свою плёнко-бумагу в банки от электролитов Nichicon ))) Кстати, не пробовали замерить ёмкость и разобрать один «японский аудио-бумажно-плёночный конденсатор филиала компании ELNA» любопытства ради? Что-то мне подсказывает что там будет «сюрприз».))
Pushok62 5 лет назад #
Да, клеммы поставил исключительно для удобства быстрого отключения динамиков при необходимости. Про ВЧ динамик вообще отдельный разговор: при пайке плавится пластмасса, на которой закреплены лепестки динамика. Так что пара таких перепаек — и колонки на помойку.
«Чудо-конденсаторы» разбирать не стал, а просто выбросил :) Хотя их заявленные номиналы соответствуют.
applepart 5 лет назад #
Ваш пример подтверждает сделанное мною уже года 2-а тому назад с неплохой акустикой Diatone DS-77Z.
Так же были заменены неполярные электролиты на пленку К73-16, отличная отечественная пленка. Крупные номиналы подбирал запараллеливанием меньших. Также для «кошерности» заменил и цементные резисторы на мощную пленку.
И да! Заиграло все заметно лучше — делал по одной колонке и сравнивал, даже в моно варианте была разница. Полная пара превзошла мои ожидания.
5 лет назад #
Pushok62 5 лет назад #
applepart 5 лет назад #
Pushok62 5 лет назад #
TSC 5 лет назад #
Pushok62 5 лет назад #
TSC 5 лет назад #
Pushok62 5 лет назад #
Сегодня пришла пара полипропиленовых конденсаторов MKP «WEAH» номиналом 2,2 мкФ, которые я установил вместо К73-11 (C9). Разница в звучании на ВЧ оказалась ощутимой, в результате конденсаторы K73-11 я забраковал. Конечно, можно было бы сразу поставить полипропиленовые, но это — тоже ценный опыт. В текст статьи внёс соответствующие поправки и дополнения.
applepart 5 лет назад #
К73-11 — полиэтилентерфталатные, так что новые (полипропилен) будет получше.
Из опыта — из наших только К73-16 достойно воткнуть в фильтры.
gidagap 5 лет назад #
Pushok62 5 лет назад #
Pushok62 4 года назад #
gidagap 4 года назад #
4 года назад #
Pushok62 4 года назад #
Pushok62 4 года назад #
Pushok62 4 года назад #
bss9 4 года назад #
Получается и в шунты выходных транзисторов УЗЧ цементные сопротивления звук портят… если 0.1 — 0.15 Ом они, нихром «на карандаш» мотать или вишай?.. Я, вот думал, до клем подключения АС нихром тянуть (или в Активных до динамиков), чтоб индукцию не генерить.
Pushok62 4 года назад #
Насчет шунтов с малым сопротивлением точно сказать трудно. Я в свое время ставил в эмиттеры выходных транзисторов 5-ваттные Mox Jantzen 0,33 Ом. Результат был хороший. Но надо еще учитывать тот факт, что в случае какого то катаклизма в выходном каскаде металлопленочные резисторы обычно не выдерживают перегрузки и быстро перегорают (это может и не относится к Mox Jantzen), в отличие от проволочных (хотя китайские цементные и здесь хилые — тоже могут подвести). Думаю, что здесь все таки тоже лучше поставить фирменные проволочные.
Michael 4 года назад #
caleb 3 года назад #
Интересно, посмотреть бы на раскуроченные электролиты которые типа пленочники, теперь уже по выкинул наверное все.
Pushok62 3 года назад #
Оказались обычные неполярные электролиты, никакой пленки, где-то пару штук даже пристроил.
ko888 1 год назад #
Привествую всех любителей акустики. Я имею такую же акустику, точнее Alex ID-570-SE. 16 лет уже как. Конденсаторы менял в том же году как купил. (в 2006, ЕПРСТ). Ставил jantzen, которые тогда усиленно рекламмировал Троелс (Тоже ЕПРСТ) и 100 мф — конденсатор ДПС для люминисцентных ламп. Честно не случилось никакого прорыва Имхо динамики говно и фильтр сделан через… опу. Все на уровне самовнушения.
Плата кроссоверов у меня немного другая, катушки ВЧ и СЧ намотаны на воздушном сердечнике тонким проводом, из-за этого не хватает особенно высоких.
На дебют, летом сводил динамики 13см SEAS -1216 и Morel 308. Колонка в 4 раза меньше, а получилось звучит лучше.
Короче по конденсаторам публикую свое ИМХО:
jantzen — звучат хорошо, но не соответсвуют параметрам на этикетке. Этак ± 0.5мФ, что в общем дохрена, причем в конденсаторах из одной коробки еще приличный разброс.
Мундорф — звучат также, номинал четко сколько заявлено.
Solen -писклявые
KZK белая линия (Россия) — брал для ВЧ — ну на уровне мундорфа было, но ощутимо дороже. На вч показалось даже как-то тускловато.
К73-79 в алюминии - я честно не понял прикола, но они оказались лучше всех, даже лучше KZK и мундорфа.
Красные китайские только купил — ничего особо и не жду, на басс пойдут.
конденсатор ДПСhttps://www.chipdip.ru/product/dps-100mkf-450v — кусок прикола с проводочками — в планах сравнить с китайскими красными.
PS: на вскус и цвет все фломастеры разные.
ЗЫ: очень не понравились индуктивности мундорф, купленные в аудиомании. 1. Не соответсвуют номиналу (он меньше). 2. Номиналы катушек разные. 3. сопротивление катушки при проводе 1,4 мм в два раза больше, чем у катушки солен намотаной проводом 0,5. то есть это не медь получается. Полное нае*алово.
ЗЫЫЫ: Троелса не люблюhttp://www.troelsgravesen.dk/Diy_Loudspeaker_Proje... (и еще Георгия Крылова) он рекламирует производителей комплектующих. Поэтому во всех его проектах запредельные емкости конденсаторов и индуктивностей катушек. Известно же — от емкости конденсатороа зависит его цена. Путем ухудшения характеристик в проекты впендюривают килограммы меди и мешки конденсаторов.
К73-79 https://deskfi.ru/products/category/480734