Усилитель мощности AH-AMP1 в экономичном классе А

Основные технические характеристики усилителя мощности:

  • Максимальная выходная мощность (Вт) — 36(18)Вт (при Rn = 4(8) Ом);
  • Напряжение питания усилителя (В) — ±22в
  • Коэффициент гармоник во всем диапазоне частот (%) — 0,0007 — 5Вт / 8 Ом
  • Коэффициент гармоник во всем диапазоне частот (%) — 0,003 — 15Вт / 8 Ом
  • Номинальное входное напряжение (В) — 2.5;
  • Коэффициент усиления — 8.2;
  • Ток покоя выходного каскада (мА) – 600мА — 1.4А

Схема усилителя

На выходе лучше использовать irlz44, без «n» производства Vishay,  эти звучат лучше. 

 

Настройка усилителя очень простая. При первом включении рекомендуется выставить положение резистора R5 в максимальное сопротивление. Далее при включении уже подстраиваем необходимый ток покоя. 

 Печатная плата

Усилитель выполнен на двусторонней печатной плате размером 88х59мм.

Питание усилителя

Ток покоя рекомендуется выставить в диапазоне от 600мА до 1.4А. 

Для питания каждого  канала усилителя предлагается использовать отдельный трансформатор с выходной мощностью не менее 80Вт с двумя обмотками по 15в переменного напряжения. 

Заказать платы в Китае и скачать Gerbers можно по ссылке

Вложение: scheme.png 52,68 KB (Скачиваний: 40)

18 комментариев

Я бы заменил все транзисторы общего назначения на аудиотранзисторы. Это относится в первую очередь к BD139, BD140. Даже настоящие, фирменные они для качественного звука не годятся — убедился в этом лично, хотя на аудиофильских форумах утверждают обратное. Видимо, просто их время прошло, и появились лучше. Вместо них надо однозначно ставить 2SD1609C, 2SB1109C. Аналогично — оригинальные маломощные транзисторы серий BC... (550, 546, 556) от Philips хуже, чем, например, 2SC2240, 2SA970 (GR, BL), в том числе из Китая. Разница в звучании существенная, на мой слух (проверено на усилителях PA2120, Никитин, Никитин+).

Заинтересовала схема защиты: с Q19 всё вроде бы понятно, а как быть с верхним плечом? Кстати, на второй схеме для биполярных транзисторов в нижнем плече остался нарисованным полевой транзистор (или это так было задумано?).

Это просто модель, в реальной плате ключи пробую другие. В том числе 2SC2240, 2SA970. Маломощные все тошибы. Выходники пока еще перебираю. Остановился на IRLZ44 от vishay.

Так было задумано для экспериментов. В итоге победа за полевиками. 

Ясно. Полевики — это правильный выбор.

По звуку в итоге остановился на варианте когда ООС охвачен только сам УН. На плате это легко делается.

Искажения выходят при токе в 1.5А на мощности 5Вт ~ 0.01%. Главное с уменьшением они падают до красивых 0.0006%. Так что первый Ват почти идеальный. Звучит макет очень приятно, особенно с ЦАП-пом с трансформаторным фильтром на макете.

ВК пока немного поправил, так что платы пришлось перезаказать. Финал перевыложу как приедут платы.

Для звука такого качества в пределах обычной комнаты мощность больше и не нужна — я обычно слушаю на громкости порядка всего 200 мВт на канал — редко больше. Я уже давно перестал на первое место ставить числовые значения характеристик искажений, главное — комфортно ли звучит. Одно время восхищался ламповым однотактным, но с появлением хороших ЦАП стало не хватать свободы на высоких. Теперь слушаю c полевыми транзисторами на выходе (HUF76639) в составе Никитин+ с улучшенным ВК (исходную схему усилителя Никитина я забраковал сразу из-за плохого звучания УН).
Добрый день. Не всегда )
С2, С9 не маловата ли емкость? И это... мне как-то неудобно даже, но 0,01% это много.
ну так это без общей ООС -  0,01%
Стоковый вариант с ООС дает < 0.002%
Андрей защиту по току подгляди в  орбите. Там интересно + и — релюшками рубятся.

Коллеги, брал усилитель на прослушивание в разных конфигурациях источников и акустических систем. Сравнивали с УМ класса А Krel, Ламповым двухтактником класс А, и YAMAHA класс АВ с сильными извращениями.

Если совсем кратко — по характеру звучания очень близок к лампе, но бас более собранный и правильный. Очень комфортное звучание. Есть ограничения — в силу мошностных ограничений совсем не сыграл с Kef reference four, да и акустика с очень сложным импедансом. Полочники различных проявлений, лучше 2-е полосы — вот самое то для этой конструкции. 

В целом УМ получился очень певучим и комфортным, его хотелось слушать, даже не смотря на не высокую выходную мощность, с колонками с хорошей чуствителностью обеспечивется достаточный уровень звукового давления.

Источники — в фаворите оказался аналог с ленты, двухдорожечная запись  «съела» винил и конкурировала с цап D6, но таки его объехала. Цап звучал одинаково на данном УМ и на Krel. Та истина, что чем лучше тракт тем лучше необходим источник накрывает неотвратимо.

Задавайте вопросы, попробую подробнее ответить/рассказать

Насколько я понял, L1 — не простая индуктивность, раз номинала нет, больше похоже на какой-то дроссель. Объясните, пожалуйста, зачем он нужен на выходе и что это такое?

Есть догадка, что это из-за 10 ом сопротивления, так как уже при ампере выходного тока там 10 вольт будет падать, чтобы через него выходной ток тёк, не падая на этом сопротивлении, но я не уверен... И будет ли эта штука заметно влиять на звук? Что туда ставить?

В моем экземпляре (он был проверен и отлажен автором) L1 (по совету автора же) — 10-15 витков эмалевого провода диаметром 1мм, намотанные прямо на резисторе. 

Если я правильно понимаю, эта штука нужна для уменьшения (вероятности) самовозбуждения на самых высоких частотах.

Звучит, кстати, замечательно. 

классическая развязка от емкостной составляющей кабеля и колонки :) параметры в посте ниже

Очень полезная инфа, надо заботать. У меня как раз есть 2 омные изодинамы, которые почти везде звучат как барахло, мне кажется из-за ёмкости как раз. На таком низком сопротивлении уже ёмкость преобладает нормально так, скорее всего.

Добрый день.  А где покупали А970BL ?

Оригиналы BL покупал на ebay давно под другой проект у продавца с Израиля несколько подобранных пар. Были оригиналы, но дорого.

Тут можно и GR поставить, в терраэлектронике и ЧИП-ДИП-е были (в роде как оригиналы) может и сейчас есть, разница небольшая.

У меня как раз стоят GR из Чип-и-дип'а, вроде звучит хорошо. 
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.