Усилитель для наушников с балансным входом / дискретный фильтр AH-P5 PRO v2.0
Схема усилителя для наушников
Схема усилителя напряжения представляется собой типичного «Линна». На входе — дифференциальный каскад, нагруженный на токовое зеркало. Далее, применен каскад ОЭ, нагруженный на динамический каскод. В качестве выходного каскада был применен хорошо зарекомендовавший себя повторитель Тейлора-Уайта.
Для получение максимального результата рекомендуется на входе в качестве Q6 применение новой сборки от Toshiba HN1C01FU.
В выходном каскаде луче всего себя показали транзисторы 2SD2165 производства NEC, замена их на транзисторы других производителей не рекомендуется, так например ISCSEMI под этим названием выпускает дарлинтоны, которые в этой схеме неприменимы. Возможная замена — 2SD1273 производства PANASONIC. Также возможна замена на широко доступные 2SC3807 от Sanyo, но у них другой корпус (TO126) и цоколевка, придется перевернуть и подумать над креплением охлаждения.
С некоторым ухудшением результата можно применить 2SC4793 / 2SС5171 производства toshiba.
Плата изделия позволяет на ней легко реализовать дискретный аналоговый фильтр для ЦАП-а. Подходит он для всех ЦАП с выходами по напряжению.
Схема стабилизатора питания
Усилитель допустимо питать от постоянного напряжения от ± 14В до ±18В, под нагрузкой.
В стабилизаторе для обеспечения лучшей устойчивости ОУ при работе с большими емкостями на выходе, была добавлена дополнительная коррекция R42(R43) C23 (C24), что позволило отказаться от низкоомных резисторов, отделяющих сами емкости от выхода стабилизатора.
ЗD-вид печатной платы
Усилитель собран на двусторонней печатной плате размером 50х100мм.
Замеры искажений
Замеры привожу для случая использования платы в роли фильтра к AK4493. Ток покоя был установлен на уровне 25мА.
Амплитуда 1.2В, нагрузка 100 Ом (24bit. 96кГц)
Амплитуда 2.4В, нагрузка 100 Ом (24bit. 96кГц)
На лесок кратный 50Гц обращать внимание не стоит, т.к. цели получить идеальную картинку не было, плата подключалась к плате ЦАП-а длинными проводами без какого-либо экранирования.
можно начинать заказывать делальки и осталось дождаться платок
если не секрет, где заказывали HN1C01FU ?
Пока что нашел только HN1B04FU / HN1A01FU (https://www.tmelectronics.ru/ и тут lcsc.com/), а вот этих HN1C01FU пока не купил. Полагаюсь на отзыв опытного товарища, что они хороши в дифкаскаде.
там транзисторы в корпусах SOT363 я не видел полевых сборок в таком корпусе
тут немного экспериментов audiohobby.ru/articles/diskretnyi-usilitel-dlja-naushnikov-ah-p5-v2-0-lite-s-balansnym-vhodom.html
на ибее или али покупать рискованно, тем более не имея на руках 100% оригиналов, можно сделать неправильные выводы и от такой покупки будет только вред.
Очень даже интересно послушать. Если себя хорошо проявят 2n5911, можно будет у буржуев рискнуть купить.
Хочу заметить один момент, транзисторы от ISCSEMI 2sd2165 это совсем другие транзисторы в отличии от NEC 2SD2165. Отличие заключается в том, что первые дарлингтоны, а вторые просто с большим коэфф усиления, аналога им нет. В мануале на ISC SEMI так честно и написано, что это дарлингтоны. Как то так.
Даже не пробуйте их ставить, работать не будет!
Я уже отчаялся найти ОРИГИНАЛЬНЫЕ 2sd2165, их просто нет нигде...
Запустил вчера вечером! Больше всего интересовало меня, как эта схема запоет в роли фильтра к моему цапу на AK4493. Звук просто песня, теперь переслушиваю все по новой. Услышал очень много новых деталей, звук более легкий и воздушный. Андрею респект!
Надо сказать, что я скептически относился к дискретной реализации фильтра, но здоровый интерес пересилил. Даже не ожидал, что будет такая разница с фильтром на ОУ. За сравнение с D6 не берусь, так как у меня цап немного другой чем D6, но похожий, фильтр в нем как у Lynx D60.
Транзисторы пока поставил 2SC4793 с отбором по наибольшему коэффициенту усиления. На входе стоят сборки BC847bs.
Спасибо, значит 2 человека уже запустило, перенес из группы тестирования, чуть позже выложу ссылки для заказа плат.
Могу подтвердить выше сказанное, поет отлично, правда может лучше, пока не нашел оригинальных NEC 2165, поставил что было под рукой 2sd669A, и по входу надо тошибовскую сборку поставить.
С транзисторами 2SC3807 тоже не все однозначно, нашел 4 фирмы кто их клепает.
www.datasheet.hk/view_online.php?id=1691417&file=0347\2sc3807_2648490.pdf
www.datasheet.hk/view_online.php?id=1996308&file=0499\2sc3807_7550020.pdf
www.datasheet.hk/view_online.php?id=2142055&file=0572\2sc3807_8847976.pdf
www.datasheet.hk/view_online.php?id=1988730&file=0495\2sc3807_7453586.pdf
Они похожи, но не факт что у китайцев правда написана, а не передрато у тех же саньё, и он бывают с отверстием! и это не подделка может быть!.
Запустил сегодня в качестве фильтра китайцу на AK4497. Поёт волшебно, опять огромная благодарность Андрею.
Я хорошо знаком с его конструкциями, до того стоял AH-P3, этот играет (и меряется) лучше на 5 дБ примерно как по гармоникам, так и по шумами. Конечно, никакие фильтры на ОУ не сравнить с ним.
На входе поставил HN1C01FU (с Али, возможно, оригиналы), в ВК - 2SC3807 (если верно помню, то из Чипа и Дипа, с бетой в районе 1200), ток покоя 40ма
С успехом! Буду тоже этот вариант собирать к AK4497. Перемерил свои запасы 2SC3807, hFE от 1300-1500 раньше их применял в работе. Измерил 2SD2165 из Чипа Дип купил на пробу 4шт, разброс hFE большой и одна пара даже не получилась, думаю отбраковкой торгуют.
Дело не в парах, а в том, что 2SD2165 в Чипе и дипе — это не совсем то, что нужно (точнее, совсем не то), если верить описанию и они не от NEC (как уже здесь писали), а составные.
Нужно искать от NEC (вроде в ДКО Электронщик они есть)
Да я в курсе сам писал это в теме AH-AMP1, замеры 2SD2165 для информации написал.
Там их нет, есть от ISC которые совсем не то что должно быть и от Renesans которые требуют проверки . А 3807 я больше склонен доверять, тем которые без отверстия. Вероятность что ни от Саньё выше.
Там их нет, есть от ISC которые совсем не то - Да, Вы правы, сорри за дезинформацию. Возможно, к концу недели в Митино в одной из точек появятся 2SD2165 от NEC (уже проверенные мною и admin), а так я последние два купил у них в субботу (остальные у них подделки).
Этому усилителю самое место как фильтр работать.
поставил 3807, играют получше,
2sd669 я бы не сказал что так плохо играли, тоже прилично было, только у 3807 верхи по естественнее и по разборчивее.
Эффект когда играет громко но можно бы и еще по громче сохранился.
Эти транзисторы раньше стояли в бп телевизоров Ролсон, потому в телемастерских могут быть, в городе в своем захолустном магазине они как раз по этой причине и остались, выкупил последние 13 шт, продавец так и сказал, на фиг никому не нужны и заказывать больше не будет.
Тоже заменил выходные транзисторы на 2SC3807, прозрачность заметно выросла, ВЧ супер, в остальном диапазоне звук тоже стал лучше. Перепробовал все имеющиеся комбинации ОУ в фильтре своего ЦАП, ничего по уровню близко не подобралось (((.
Почему ОУ так сливают? В чем причина зажатого звука при их применении?
Теперь очень жду плату цапа сразу с этим фильтром ))) если такой планируются?
Также появилась мысль разработать мини платку под дискретный ОУ на панельку DIP8, думаю многим это будет интересно? Сейчас поменял свое скептическое отношение к дискретным ОУ, теперь возникло желание их потестировать, кто что может порекомендовать из готовых, но стоящих в смысле звука, а не по цене?
Нет таких. Этот усь изначально спроектирован дискретным, с оу его мало что роднит.
Вот дождусь версию с уже встроенной возможностью менять входную сборку, еще один соберу, сейчас пока хочу прикупить несколько Jfet сборок, пока они есть в продаже.
zaycev,если не секрет — какие ОУ вы пробовали?
В ФНЧ пробовал ставить LME49710 в металле и пластике / op42 / opa827 / opa627(c ali), по итогу остановился на opa189. В сумматоре кучу всего перепробовал, пока оставил AD744 + AD811.
Фильтр в моем ЦАПе по мотивам Lynx D60.
Ну по новому ЦАП-у пока окончательного решения нет, возможно, будет и этот дискрет. Но пока в плате нарисован фильтр на ОУ — макет которого, еще предстоит опробовать. Отдельные платки фильтра выложу, на сайте если результат устроит.
Заменил входную сборку на рекомендованную HN1C01FU, звук стал как-то менее напрягающим, не так что бы уж сильно, но заметно.
Аналогичные впечатления, из биполярных сборок пока лучший вариант. Из мосфетов, если использовать плату в роли фильтра, можно рассмотреть FDG6301N — чуть более легкие (еще менее напрягающие) высокие в сравнении с HN1C01FU, но худшая в сравнении с тошибой проработка СЧ-НЧ диапазона.
получил
https://www.ebay.com/itm/BOHLING-2N5909-MONOLITHIC...
Как новые платы придут, буду пробовать.
Вопрос: на схеме подстроечные резисторы 50К, на фото собранной платы 100К — что ставить ?
Любой сгодится 50К / 100К .
Нашел в запасах D2165 NEC 2шт.И D1944 2шт,D1273 1шт ,D1593 NEC 1шт.Можно ли во второй канал поставить пару из оставшихся, если да, то в какой комбинации?
Выходной каскад «условно» однотактный, подбирать пары не требуется, можно даже смешанные пары cделать.
Сигнальный Q1 рекомендую подбирать максимально качественный и с максимальным h21э. В качестве Q2 можно, что попроще, но h21э тут тоже важно, особенно для низкоомной нагрузки.
Я предлагаю в качестве Q1 применить D2165, а в место Q2 что-то другое. Главное, чтобы были оригинальные. Дарлингтоны в этой схеме работать не будут. Если я не ошибаюсь 2SD1944 как раз дарлингтон.
в пдф вроде нет упоминания про дарлингтон
High-current gain Power Transistor пишут, а наверняка — мультиметром
pdf1.alldatasheet.com/datasheet-pdf/view/35871/ROHM/2SD1944.html
Спасибо за рекомендации.Транзисторы выпаяны из старых телевизоров и мониторов, так что наверняка оригиналы.2SD1944 по даташиту обычные, есть еще 2SD2217, но они составные, т.е.не годятся.Надо заказывать платы.
Я бы не спешил, должны отработать платы с использованием Jfet сборок, когда выйдут и будут выложены, тогда можно заказывать.
Эти будут только в ветке для тестирования больше как тестовые платы, конечного варианта для широкой публики не планируется.
Все же тут больший опыт и понимание понадобится как и ответственность в выборе компонент. Заниматься поддержкой не хочется, когда уже знаешь, что 90% проблем с запуском/хорошим результатом будет левак с али.
Возможно ошибаюсь, лучше тестером перепроверить. Даташит глянул на 2SD1944, действительно норм.
Посмотрел, они чуть ли не дефицитнее тех же 2165 и цена конская, они может не хуже будут.
В Москве в Митино есть как 2SD1944, так и 2SD2396, недорого. Возможно, подделки. Если не забуду, то завтра там буду, и померяю их китайским показометром.
Подойдет к Es9028q2m? Сейчас стоят трансформаторы 1:5 для токового режима.
Ну смотря как подключать будете, если напрямую, то придется использовать выходы по напряжению, но Es9028q2m лучше работает в токовом режиме, в общем подключить можно, но лучше после звена I-V, а если делать с трансами, то и просуммировать лучше на трансформаторе, тогда и смысла нет в балансном подключении сабжа. Просто как буфер/усилитель интереснее будет AH-P1 тогда.
а к ah-d6 подключать прям на выход?
да, прямо на выходы AK449х подключается
Вместо Q9 (BC847BS) заказал по ошибке BC847B в корпусе sot-23, можно ли вместо сборки Q9 (BC847BS) поставить HN1C01FU ?
Вместо сборки Q9 (BC847BS) поставить HN1C01FU — хуже точно не будет.
У нее кстати есть парная PNP Почему-то в мануале на первую она не указана, как обычно делают у одиночных транзисторов.
HN1A01FU
Да их несколько вариантов в пару PNP сборок можно найти с разными схемами подключения, например HN2A01FU GR нашел у себя, только дорожки нужно поменять.
А в этой схеме усилителя для наушников как лучше подать обычный(не балансный)сигнал на вход ?
Подскажите марку и номинал 4 красных конденсаторов, что на фото (1uK 63), по BOM это, вроде должны быть С1, C14, .. WIMA 0,1uf?
WIMA 0,1uf достаточно.
Wima какой марки ?
Конечно лучшее желательно - MKP2
По каталогу Wima MKP2 c выводами 5мм бывают максимум 0,01uf. Откуда берут 0,1uF в таком размере?
MKP2 0,1 5мм
По каталогу вимы MKP2 есть емкостью до 1.0 мкФ на напряжение 63В и 100В, MKP2 они все с выводами 5мм
почему бы не использовать в этом месте панасоники PPS на 16в, хоть на 1мкф, хоть на 0,1мкф? Напряжение тут 10в, вполне сгодятся.
Можно было бы на плате предусмотреть соотв. площадки, чтобы была возможность выбора между трухольной вимой и смд PPS панасониками. Кому что легче достать.
на ebay нашел в Германии NEC
есть:
- 2 x D882 TO-126
- 2 x B772 TO-126
какие нужны в этой схеме?
D2165 нужны и они там же на ебае есть
www.ebay.com/itm/1PCS-5PCS-2SD2165-D2165-Silicon-NPN-Epitaxial-Transistor-TO-220F/223568284247?ssPageName=STRK%3AMEBIDX%3AIT&_trksid=p2057872.m2749.l2649 уже 2 раза куплены
спасибо. купил.
а можете поделиться фото собранной платы с обеих сторон?
не могу, цапа в данный момент не у меня сейчас, надо забрать
да и смысл в фотках, там ничего особенного в них нет или интересует расположение деталей !? так на схеме собственно все что нужно есть
уже разобрался. спасибо.
подскажите пожалуйста по питанию:
— транс 15В, 2.5Ва — хватит?
— диодный мост и кондер? этого достаточно будет? если да, то какой емкости кондер.
вторичка на 15в это перебор. 12в достаточно с головой. По мощности не скажу, сам хотел бы знать. Ёмкость чем больше, тем лучше. 10-15mF будет норм.
«Для работы на нагрузку 200 Ом и выше рекомендуется выставить ток покоя ~ 20-25мА. При работе на нагрузку 64 Ома для минимизации искажений ток покоя придется увеличить до 35-50мА, при этом выходные транзисторы усилителя и стабилизатора придется оснастить радиатором. При работе на нагрузку 32Ома ток покоя рекомендуется выставить ~50-70мА.», абзац из описания AH-P2
Ну… 2.5Ва совсем не годится, транс ищите от 10Вт. Лучше 20-30Вт под весь диапазон нагрузок.
приехали вот такие транзисторы, написано было на сайте что это Панасоник, но какая-то у них цена была очень низкая… как можно определить, что это по факту приехало и можно ли это впаивать?
Транзистор тестер - Fish8840TFT или им подобные в помощь.
вот что я намерял тестером.
подбирать по близким значениям?
Да не большой разброс
Этот усилитель тем хорошо, что не требует подбора транзисторов как такового. И для выходного каскада, точный побор не требуется.
Это в AH-P1 подбор важен, а сюда просто нормальные детали ставить, главное, чтобы не фейки.
Собрал в качестве ушника. Если понравится сделаю еще в качестве выхлопа для AH-D7t
Ток покоя выставил из расчета падения напряжения 51мВ на сопротивлении 2.35Ом. При таком токе искажения минимальны.
собрал.
подключил к ЦАПу на 4497.
транзисторы пока не приехали, поставил панасоник(но что-то мне кажется что это ширпотреб какой-то, 1$ штука в Укр., других не нашел по месту).
Звучит отлично. Лично мне больше понравился этот выхлоп по сравнению с ОУ(OPA 1642 + 1612).
Звук более детальным мне показался и более «ламповым».
ВОПРОС: как настраивать его? что и куда крутить?(сорри, я только учусь). что я щас сделал — включил музыку, поставил на паузу и R15 подкрутил ноль чтоб был.
0 на выходе настраивает R21 на прогретом ус-ле, R15 настраивает ток покоя ус-ля, на R29 замеряем падение напряжения U (милливольты), 2 резистора R29, R33 по 4,7 Ом впаралель — дают сопротивление 2.35 Ом, по закону ома рассчитываем I (ток покоя): I=U/R. У меня стоят 2SC3807 на нагрузку 32 Ом, ток покоя выставил 52мА — это 122 мВ падения на резисторе R29.
12 вольт на входе мало. При таком напряжении на выходе стабилизатора питания необходимых по схеме 10в не получится, при условии использования NE5532. Надо минимум 14в, или использовать другие ОУ, с меньшим падением напряжения.
там 16 на выходе. Под нагрузкой 12,5. На выходе ОУ — 10 вольт
на входе стабилизатора питания дискретного выхлопа сколько?
На плате цапа есть реле блокирующие выход во время переходных процессов, на дискретном выхлопе реле не предусмотрены, но никто из собравших ничего не упоминает о щелчках на выходе. Отпишитесь, на сколько критична ситуация со щелчками при подключении этого дискретного выхлопа к цапам АН-D5.5/6/7?
есть, слышно в наушниках щелчки, два, не критично как по мне.
ДОБАВЛЕНО: хотя нет. при переходе pcm-dsd — щелчки два, тихие. при переходе dsd64-dsd256 — щелчки такие в наушниках что можно «кондратия схватить»
Реле не использую, щелчков нет при включении, выключении (сигнал только PCM, DSD не слушаю)- в питании цапа 10.000uF +10.000uF+10.000uF(аманеро с задержкой вкл-я 1-1.5 сек), питание AH-P5 (в роли фильтра цапа) CRC: 17.000uF-0.5R-17.000uF на каждом плече, оттуда же питается защита с задержкой вкл-я 1,5сек. Кстати R16 на выходе закоротил, понимаю что есть вероятность спалить транзисторы ВК при КЗ, но звук стал гораздо лучше, бас стал более низким и глубоким, влияние R16 на устойчивость ус-я не заметил, наушники 32Ом, кабель около 2м.
«Кстати R16 на выходе закоротил, понимаю что есть вероятность спалить транзисторы ВК при КЗ, но звук стал гораздо лучше, бас стал более низким и глубоким».
Многие усилители для наушников имеют такую примитивную резисторную защиту. Обычной выходной импеданс телефонных усилителей лежит в пределах 0-20 Ом.
Получается, что одни производители наушников ориентируются на нулевой или близкий к нулю выходной импеданс усилителя, другие учитывают этот момент. Поэтому для одних наличие резистора может оказаться плюсом, улучшается контроль баса, а для других наоборот минусом. Тут универсального рецепта нет, пусть каждый решает какой вариант лучше подходит, но убирая резистор, конечно придется смириться с риском выхода из строя усилителя при КЗ.
Хотя если конструкция собрана в корпус и подключается стандартными разъемами, то риск минимален. Но на этапе экспериментов, резистор лишним не будет.
Тут скорее под конкретные уши свой номинал, они же все разные, но минимальный 3-4 ома все же лучше поставить.
Сильно не повредит осциллограф и все просмотреть на предмет возбудов и прочей нечисти.
Я более солидарен с GENTOS220.В хорошем ушнике сопротивление должно быть 0R. Это слышно на высокоомных Hd650 и более низкоомных nad vivo. Другое дело, как усилок спроектирован. В хороших ушных, звучащих конструкциях, нигде не ставят резистор на выходе с таким номиналом. Примеры есть.
Вообще если его как фильтр для цапа использовать что там есть резистор, что его нет мало что меняет, оно и работает в таком включении лучше всего.
Смотря какая нагрузка идет следом, у меня AH-P5 rpo v2.0 работает фильтром к цапу AH-D6 и по совместительству работает усилителем для наушников и влияние R16 на звук в наушниках хорошо слышно, с R16 звук более плоский, невыразительный, бас как будто урезан, без R16 — звук более «сочный» что-ли, бас и середина лучше выражены. Если нагрузка после фильтра цапа УМ, то тут резистор влиять уже не будет.
Влияние на звук выходного резистора, четко описали. Само собой, если нагрузка килоомы как УМ, он нужен ( будет больше пользы). Не помню точно, но вроде как у Назара, сделаны отдельные выходы. Для ушей через синфазник, для УМ через rcr.
Вообще в режиме фильтра его как ушник использовать не удобно , совсем не удобно, а вот собрать и поставить следом за ним AH-P1 на пример, совсем другое дело.
«в режиме фильтра его как ушник использовать не удобно» - Почему неудобно? Сигнал фильтрует, наушники хорошо раскачивает, ток покоя можно выставить любой, на свой вкус. В сравнении со стандартным фильтром AH-D6 ( у меня был OPA1642+OPA1641) + усилитель наушников AD744 + BSP129 (по мотивам К. Мусатова) , AH-P5 rpo v2.0 мне понравился больше по звуку. Не сказать что предыдущий сетап играл плохо, но AH-P5 rpo v2.0 звучит по приятнее и разрешение у него чуть получше. Хочется еще послушать трансформаторный выхлоп и тогда уже определиться, что ставить в корпус. Поставил эквалайзер Equalizer APO с модом Peace Equalizer, вбил пресеты на свои наушники от oratory1990 (reddit.com)- человек сделал пресеты на большое кол-во наушников, наушники зазвучали вообще отлично.
А где тогда достоверность? смысл делать такую штуку с очень не дешевым цапом чтобы потом гробить все регуляторами громкости и эквалайзерами ? купите за эти деньги себе звуковуху и радуйтесь пресетам и прочим игрушкам.
Использую только эквалайзер, без всяких эффектов. Любые наушники имеют завалы АЧХ, эквалайзер правит эти завалы, как раз таки приближая к той самой «достоверности».
Не соглашусь, эквалайзер это математический пересчет сигнала, умышленное искажение линейной характеристики исходного, а регулировка громкости это вообще тупо обрезание разрядности .
О какой достоверности может идти речь
Если слушать мп3, конечно можно на все забить, но тогда сам аппарат теряет всякий смысл, он затачивается для работы в роли цапа, а наушники к нему цепляют только потому, что выход достаточно мощный и можно их подключить. А если наушников явные проблемы с АЧХ, в топку тогда их.
Как ушник использовать тоже ничего не мешает, да и по удобству должно быть нормально, по балансу его подключать совсем необязательно.
Если делать из него чистый ушник смысла в балансном подключении для домашнего использования мало. Просто на инверсный вход подается небалансный сигнал (на In1-, в схеме поправил, т.к. было напутано обозначение), прямой вход просто соединяем с землей (In1+). А по звуку как оказалось это вариант некоторым нравится больше, чем тот же AH-P1.
Регулировку громкости, конечно, лучше делать в аналоге между фильтром и ушником.
Ничего вроде не нашёл в описании — С23, С24 ёмкость помечена звёздочкой, видимо имелось ввиду какое-то примечание?
В схемах * обычно означает, что номинал может требовать дополнительного подбора.
В схеме здесь указаны номиналы с запасом. В реальной схеме можно снижать, например, ту же коррекцию Миллера, можно снизить, но при этом следует контролировать изменения.
После сборки нового АЦП была проведена небольшая оптимизация номиналов, что позволило еще немного улучшить «картинки замеров». Основные изменения: R4/R2 = 220Ом, R31 / R3 = 68Ом, C4 = 33пф.
Спектр, приведенный выше, снят с усилителя в котором были внесены изменения согласно вашим рекомендациям
R32 = 100Ом; R4/R2 = 220Ом; R31/R3 = 68Ом. Конденсатор С4 стоит по старой схеме — 68пФ
Звук этого усилителя понравился больше, чем AH-P4. Может потому, что AH-P4 транзисторы стоят 2SC5171, нет тонкой пленки, на входе в фильтре NP0, а не PPS и сборки не тошибовские. Возможно дойдут руки и AH-P4 проапгрейжу.
Ну может быть, AH-P4 как и AH-P1 имеет очень высокую скорость нарастания, которая ограничивается только входной RC цепочкой, прозрачность у них исключительная, но не всем и не на всяком материале это может понравиться. В этом смысле AH-P5 ближе к классике, не такой широкополосный и быстрый, более глубокоосный, поэтому некоторые недочеты по подбору элементов прощает.
А что в P5 на выход поставили? Оригинальные 2SD2165 / 2SC3807 заметно интереснее тошибы, на моем тракте это хорошо слышно. Замена np0 на WIMA FKP (пробовал навесом) слышна, пленка лучше, но разница слабо заметна. Вот замена емкостей в питании больше слышна, пока в топе ELNA SILMIC II 470u 16v, чуть уступает nichicon KZ 220u 25v (интереснее и динамичнее СЧ но ВЧ более шероховатые).
Я практически не слышу свою сборку P4 в тракте после P5 (он в фильтре) или после трансформаторов. Передает ровно то, что подали на вход, cчитаю, что таким и должен быть идеальный усь. У себя в последней сборке в мелочевку везде ставил тошибу TBC847/TBC857 и тошибовские сборки, покупал под заказ в Тераэлектрнике и tme.
Например, ставить из Чип-Дипа точно 2sc2712 / 2sa1162 не рекомендую, как показал опыт повторявших, там могут подсунуть фейки, которые сильно сказываются на результате. На счет их bc850/bc860 не скажу (по идеи смысла нет подделывать такие копеечные компоненты), у меня старые запасы с фарнела или из той же Тераэлектрники, тоже годные транзисторы, не сильно уступающие TBC847/TBC857, но заметно лучшие, чем фейковые 2sc2712 / 2sa1162 )))
AH-P5 на мой слух все ж слышно в тракте, пробовал ставить в роли буфера-ушника после трансформаторов, на мой слух дает небольшой окрас и скрывает некоторые нюансы.
В общем интересно мнение все отслуживавших, от этого зависит, куда и каком направлении пойдет развитие ЦАП-ских новых проектов.
лично я для себя решил ставить в качестве выхлопа этот усилитель. мне звук его больше всего понравился.
мне кажется что было бы круто сделать возможность вторым этажом ставить выхлоп на транзисторах/трансформаторах
ну и еще бы реле туда добавить чтоб щелчки убрать и защиту от КЗ на выходе
>>А что в P5 на выход поставили?
Поставил 2SD2164 (K)
Хороший выбор, в 4-ку тогда тоже их надо )).
Co_balt, а радиаторы сильно греются на вашей плате показанной выше? А то я в раздумьях, ставить их как у вас или общий радиатор снизу платы.
nikolay002, несильно, градусов 40 не больше
Радиаторы напилил из радиатора от материнской платы компьютера, в работе еще не проверял, нет трансформатора.
А что за перемычки такие проводом ГТФ, для чего?
Переделка на небалансный вход по рекомендации в теме AH-P1
Чушь какая-то на схеме, у вас 2 входа прямой и инверсный фактически соединяются вместе, несуразица полная, есть ссылка на рекомендацию из которой получился такой вывод, чтобы не искать?
тут же в ветке писал
«Если делать из него чистый ушник смысла в балансном подключении для домашнего использования мало. Просто на инверсный вход подается небалансный сигнал (на In1-, в схеме поправил, т.к. было напутано обозначение), прямой вход просто соединяем с землей (In1+).»
Можно просто запаять перемычку в позицию С12, но не как у Вас.
Да так и думал сделать, но спросил несколькими постами выше(месяц назад) как лучше включить на небаланс., мне и ответили что как в AH-P1.Сейчас перепаяю, спасибо что поправили.А резистор 20к нужен параллельно С7 ?
Да, 20к параллельно С7 можно добавить бутербродом, но не обязательно. Предполагается, что в ушнике будет стоять РГ на входе 5-10 кОм, а этого достаточно.
Собрал в качестве выхлопа AH-D6. На период обкатки слушался как ушник. Уже в процессе эксплуатации с ЦАП опробован вариант замены сборок Q6 с
Toshiba HN1C01FU на FDG6301N-F085 от ON Semiconduktor. По субъективным ощущениям Тошибы звучат деликатнее. Мотороллы «поют» разухабисто — как пьяная колхозница :) По сравнению со стандартным АФ AH-D6 на связке OPA1642|OPA827 дискретный звучит более детально. Собственно комплектация моей реализации ближе к топовой. ТП ВК эквивалентен падению напряжения 50мА на 2,35 Ом. Сейчас работаю над компоновкой в корпус.
кстати, о компоновке — провода соединяющие выход мс ЦАПа с дискретным выхлопом при любом раскладе получатся довольно длинными, есть ли смысл их экранировать, с подключением экрана к земле на стороне цапа?
Наверно такое соединение будет оптимально, при малой их длине зачем экран.
А если приткнете плату сбоку, иголками рядом с платой, провода вообще коротенькие получатся
Подключил пары в экране, с просто проводами по звуку и измерениях спектра разницы ни какой.
Я городил «бутербродиком». Плата выхлопа ниже и с перекрытием (получается под платой ЦАП). При этом провода вышли сантиметра по 3-4, только чтобы подпаяться. Пока все в макете, но в корпус планирую для ЦАП длинные стойки, а выхлоп на коротких закрепить.
Если корпус алюминиевый, тогда нижнее расположение выхлопа оправдано, теплоотвод хорошо организовывается. В случае металлического корпуса получится источник тепла под платой ЦАП-ом. Я у себя буду делать размещение выхлопа бутербродом сверху.
всю плату выхлопа нет смысла заводить целиком под плату цапа, тем более, что при таком варианте провода сделать минимально возможной длины не получится. Можно завести её так, чтобы тепловыделяющие элементы не были перекрыты платой цапа. К тому же, при таком варианте клемники питания и выхода будут доступны на обеих платах..
Согласен, если заводить не полностью, то снизу будет лучше, так как сверху конденсаторы довольно большой высоты и заметно сократить длину проводов не получится.
Искал в Украине 2SD2165, нашел только 2SD2165-AZ от Renesas. Я правильно понимаю — это тот же NEC и транзисторы можно брать?
в каком магазине?
filur.net/ua/tranzistor-2sd2165-az
может быть что-угодно. надо тестить.
Закажу, попробую. Все равно даже SC3807 достать непросто.
Планирую использовать в качестве предварительного усилителя с напряжением питания +-15В, что еще необходимо изменить в самом усилителе кроме резисторов в стабилизаторе R36/R41 и R44/R49?