Моя стереосистема

image

 

Привет всем любителям классного звука. Прекрасно понимая, что в понятие «классный» каждый вкладывает что-то свое личное и субъективное, не претендую ни на какую объективность, а просто хочу поделиться опытом построения своей стереосистемы (Рис.1), удовлетворяющей  моим вкусам и жанровым предпочтениям.  Быть может это кому-нибудь окажется полезным. А вкусы мои сформировались в семидесятых под влиянием, современной тогда, рок-музыки.  Black Sabbath, Uriah Heep, Deep Purple и другие известные группы были на взлете популярности и создали кучу шедевров, которые и сейчас хочется слушать. Сразу замечу, что я не знаю, как звучат дорогие импортные стереосистемы на этих жанрах, но хорошо знаю как звучали разные советские колонки и усилители, где в качестве источников были магнитофоны  и вертушки. И понял, что добиться “легкого”, неутомительного звучания тяжелой музыки не так уж просто как кажется.  Причем, добиться этого не за счет потери чего-то в звуке или приукрашивания его. А путём устранения вредных резонансных явлений («бубнения», «гудения», «крикливости» и т.д.), которые наносят наибольший вред комфортному прослушиванию. А причин для возникновения акустических и механических резонансов в таком энергетически-насыщенном спектре музыки достаточно. В результате воздействия этих паразитных явлений на, и так, сложный сигнал получаем искажения, а вместо музыки – какофонию. Тот опыт, которым хочу поделиться с  вами, приобрел на собственных ошибках в результате экспериментов. Но, то чего я добился, оказалось лишь “хорошо забытым старым”. Поэтому буду давать некоторые ссылки на материалы, где люди знали и писали об этом уже с середины прошлого века.                                                                                  

Проигрыватель. Источник звука был выбран легко и без обсуждения.  Можно сказать – первоисточник. Понятно, что все оригинальные альбомы в то время издавались на виниловых пластинках. И надо сказать, что записывались они честно, т.е. без сжатия динамического диапазона, так как все это было еще до “войны громкости”. Поэтому одна из поставленных задач — добиться драйва и напора еще усложнилась при работе с “честным” винилом. Вертушку купил у немца на Ebay, исходя из соображения цена – качество. Dual – 1234 (рис.2). Бюджетный, но очень достойный аппарат того времени. Головка –Shure M75 Type D.                                      

Фонокорректор – тоже купленный на Ebay и доработанный китайский Little Bear T10 (рис.3) — клон легендарного — EAR 834P. Никаких изменений в оригинальную схему я не вносил. Но добавил в цепь коррекции переключатели для изменения постоянных времени ῖ 2 и ῖ 3, соответствующих разным стандартам записи (рис.4), что оказалось очень полезным при воспроизведении пластинок некоторых зарубежных лейблов. Не знаю, с чем связано это различие, но оно явно присутствует. И обсуждается в интернете. Например:                                                                                                          https://hi-fi-avenue.blogspot.com/2011/09/what-is-right-tonal-balance.html и http://pspatialaudio.com/disc_eq.htm . Многие дорогие современные фонокорректоры и старые известные предусилители ( Marantz Consolette 1, Scott 121C, Harman Kardon Citation 1 и др.) имеют такие переключатели. Так же добавил переключатель для согласования нагрузки картриджа (рис.5). Что тоже не ново и легко осуществимо. Но полезно, т.к. дает возможность убрать завал по ВЧ для некоторых головок. http://www.tnt-audio.com/sorgenti/load_the_magnets_e.html и http://www.hagtech.com/loading.html .  Для борьбы с фоном (небольшим) экранировал первую лампу, изменил полярность питания накала ламп, отделил блок питания стальной перегородкой, разрезав единую плату (рис.6) и заключил всё в металлический корпус (рис.7). Кстати, наличие на выходе фонокорректора катодного повторителя частично решает вопрос согласования с усилителем.

Усилитель – полностью самодельный (Рис.8). Схема, в общем-то, классическая, за исключением  цепи обратной связи (Рис.9). Но к ней пришел не сразу. Первый вариант был с темброблоком и предварительным каскадом усиления на лампе 6Г2. От чего пришлось отказаться, т.к. фонокорректор и так  содержит регулирование стандартных кривых АЧХ и имеет достаточный уровень выходного сигнала. Даже при работе с лампой 6Н8С в первом каскаде усилителя. Тороидальные выходные трансформаторы ТВЗ – 80 http://www.radioland.getbb.ru/viewtopic.php?f=35&t=2111 обеспечивают практически линейную  АЧХ во всем звуковом диапазоне при хорошей настройке усилителя. Для регулирования баланса плеч выходного каскада по постоянному и переменному току предусмотрены потенциометры, оси которых выведены наружу корпуса (Рис.10). Но самым главным достоинством этого усилителя считаю возможность регулирования коэффициента демпфирования без переключений и без изменения уровня выходного сигнала. Что позволяет, плавно и на слух, подобрать наиболее приемлемый характер звучания музыки, изменяя выходное сопротивление усилителя. Эти изменения очень значительные. Но описать их словами сложно. При изменении демпинг фактора меняется восприятие музыки, стереофоническая картина сцены, её глубина и ширина, а также локализация и размеры виртуальных образов. При хорошем демпфировании тяжелый рок звучит более собранно и вовлечено. Появляется драйв и энергия. Бас становиться более упругим, собирается между колонок и приобретает образ и форму басовых инструментов. Звук становится более простым и легким для восприятия и внимание больше сосредотачивается на музыке, а не на отвлекающих звуковых эффектах. Такое звучание более характерно для транзисторных усилителей. Легкие жанры музыки более красиво и «лампово» звучат при низком демпфировании. По моему мнению, недооценены аналогичные ламповые схемы, которые предлагались для повторения в журналах «Радио» №11 за 1958 г. и №9 за 1959 г. Также регулирование выходного сопротивления УМЗЧ предлагалось и позже для полупроводниковых схем («Радио» №12 за 2002г.; №4 за 2008г. и др.).  Ламповые усилители с регулятором демпинг фактора выпускались некоторыми известными фирмами. Например: Bogen DB20DF, Altec Lansing A340A, Marantz 2 и др. Технически, вопрос синхронного управления четырьмя потенциометрами обратной связи, решил при помощи простой кинематической схемы с использованием шестерёнок (Рис.11).

Колонки – тоже полностью самодельные (Рис.12). При выборе их конструкции, победил  мой консерватизм, «верность традициям рок-н-ролла» и желание иметь «тот самый звук». Поэтому не рассматривал современные акустические оформления. Почти вся старая акустика строилась на динамиках, которые имели жесткий подвес, высокую добротность и небольшой ход большого бумажного диффузора, т.к. рассчитывались они, в основном, для открытого оформления. Корпус проектировался, с учетом возможности дальнейших экспериментов с акустическим оформлением типа: открытый ящик, закрытый ящик, встроенный резонатор Гельмгольца и панель акустического сопротивления, поэтому задняя крышка сделана большая и съемная. Для уменьшения вибраций и для увеличения массы и жесткости колонок, все стенки склеены из двух пластин ДСП (Рис.13). Задняя стенка сделана под углом для уменьшения стоячих волн внутри корпуса. Открытое оформление сразу оказалось неприемлемым из-за близкого расположения колонок к стене и резонансов помещения. Закрытый ящик, объёмом 50 л, без заполнения звукопоглощающим материалом, тоже оказался неподходящим оформлением для динамика с Qts=1,2 и Fs=100Hz. Получил снижение отдачи на НЧ, «горб» на АЧХ и неприятное «бубнение», как следствие увеличения добротности и резонансной частоты динамика. Зато эксперименты с резонаторами Гельмгольца дали интересные результаты. Такие резонаторы использовались в известных советских колонках от радиолы «Симфония»  http://www.radiopagajiba.lv/RRR/simfonia/AS/simfonia_as.htm ,  которые и сейчас заслуженно пользуются популярностью и отличаются быстрым и четким басом. В качестве резонаторов использовал 3 л стеклянные банки, «те самые», с капроновыми крышками, в которых делал отверстие и горловину из пластилина, изменяя длину и диаметр которой настраивал частоту резонанса банки на резонансную частоту динамика в корпусе. Анализируя АЧХ и кривые импеданса  колонок с банками внутри, определил приблизительный объем резонансной камеры, необходимый для эффективного подавления резонансного пика на АЧХ. В нижней части корпуса двойной перегородкой (подвижной и неподвижной) отделил объём 15 л для резонансной камеры (Рис.14). Горловиной резонатора служит щель, образованная между задней стенкой и подвижной перегородкой.  Настройка резонатора осуществляется регулировкой ширины этой щели изменением положения подвижной перегородки с помощью регулировочного винта (Рис.15), головка которого спрятана под шильдиком на лицевой стороне колонки. Это позволяет настроить уже собранную колонку под конкретный динамик ( без ВЧ головки ) по наилучшей  АЧХ (Рис.16). На практике добротность резонатора оказалась очень высокой, и горловину пришлось заполнить валиком рыхлого синтепона (Рис.17). Результат меня очень порадовал полным отсутствием «бубнения», даже при большом выходном сопротивлении лампового усилителя и расширением диапазона в НЧ области, при настройке резонатора чуть выше частоты резонанса динамика. Так же на качество воспроизведения тяжелого рока влияет жесткость материала диффузора динамика  https://www.vandersteen.com/news/the-truth-about-pistonic-driver-cones . Т.е. способность сохранения его формы при воздействии на него мощного импульса с большой скоростью атаки, а в результате способность создать мощный импульс звукового давления. Особенно это заметно в НЧ области спектра. И выражается в отсутствии или присутствии удара — «панча». Хорошие динамики (рис.18) с тонкими бумажными диффузорами не пожалел ради эксперимента. Диффузоры, которые легко прогибались при нажатии пальцем, пропитал жидко-разбавленным клеем ПВА, в результате чего они стали намного жестче (рис.19). После сравнения звучания пропитанных динамиков на тяжелом роке, решил поменять их на динамики с аналогичными параметрами Qts и Fs (рис.20), но жесткими бумажными диффузорами (рис.21). И получил «панча» сколько хотел.

Хочется заметить еще одну интересную деталь, что по мере адаптации системы под тяжёлый рок, я не заметил какого либо ухудшения звучания легких жанров музыки. И ещё. Акустическое и электрическое демпфирование акустики привело к неожиданному результату. Отпала необходимость «лечения» комнаты от «модов» и «стояков». Гул который раньше присутствовал, исчез сам по себе. Практически во всех местах комнаты приемлемый тональный и тембральный баланс, и при переходе в другие комнаты сохраняется. Прослушивание стало приятным на любой громкости. Хеви-металл не теряет драйва на небольшой громкости. Это важно для меня и особенно для соседей. Теперь я слушаю тот звук, который меня радует. Успехов в поиске своего звука!

0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.