Качественный дискретный выхлоп для ЦАП

Еще давно для сборки качественного ЦАПа мною была приобретена микросхема PCM1794. К сожалению, в экспериментах с ней мне не удалось добиться желаемого звука, заметно превосходящего звук твикнутого мной Asus Xonar ONE. Поэтому макет с PCM-кой был отправлен пылиться на полку. И вот недавно я решил опробовать дискретный выхлоп. Первым делом на макете был собран выхлоп по мотивам Семигора. Результат мне понравился, с дискретным выхлопом ЦАП звучал весьма приятно, появилось желание переслушать старые записи, чего я не замечал с старым выхлопом на операционниках.  

В ходе дальнейшего совершенствования было решено применить jet-полевики 2sk117/2sk170 в дифкаскаде. Субъективно, с полевыми транзисторами звук стал еще более ровным и легким.

Дискретный выхлоп для PCM1794 / PCM1796

Дальнейшие эксперименты привели меня к следующей схеме дискретного выхлопа для PCM1794:

Преобразователь ток-напряжение выполнен на резисторе (R1 и R2),  cумматор на дискретных элементах.

Следует внимательно отнестись к выбору качественных резиторов на место R1, R2, R14. В качестве входных полевиков можно применить пары 2sk170/2sj74 или 2sk246/2sj103. Сами биполяры можно заменить на bc560/bc550.

Так как сама PCM-ка оказалась неудачной по уровню искажений, то решено было ее опробовать в моно режиме.

В RMAA на 1кГц по уровню 1В получилось добиться 0.0007%.

Дискретный выхлоп для AK4495/AK4490/AK4399/AK4390 и WM8741 и др

Последнее схемотехническое решение было успешно опробовано c ЦАП-ами, имеющими выходы по напряжению (AK4495, AK4399) и показало тоже отличные результаты (0.0008% по уровню 1.5В). 

Похожие статьи

22 комментария

Вот так в симуляторе переделал на полностью биполярные транзисторы.

В микрокапе схема рабочая.

Что думаете по поводу этого решения?

https://yadi.sk/i/fTJqQnDC3aTgey

Какое максимальное питание для этого выхлопа для самого лучшего звука используете?

 

Можите печатку выхлопа выложить? Желательно в формате lay.

Питания 12-18В достаточно, выбирайте, что вам удобнее.

По схеме — обязательно эмитерные резисторы в дифкаскады, токи увеличить до 2-4mA. Запитать лучше от источников тока вместо R52/53. Ну и если решили с ООС, то тз Уилсона заменить лучше на ОЭ нагруженый на каскод + добавить коррекцию, иначе засвистит. И тогда еще добавьте оконечник и общей ООС его охватите, получится вполне неплохой варинат, что-то подобное я в качестве УН в усилителе для науников пробовал.

В лай печатки к сожалению нет, делал на макетке, где в роли макета был УН усилителя мощности с ТОС. Есть еще другие вариации выхлопа — на smd уже в Diptrace, могу в личку скинуть.

Спасибо. Скиньте если не сложно вариации выхлопа.
Здравствуйте, хотел бы попробовать Ваш вариант для АК4490. Если возможно скиньте пожалуйста вариацию выхлопа в Diptrace. 

В Diptrace нет, существует только как часть платы ЦАПа, который выкладывать пока не планирую. 

К заказу на производстве готовится отдельная плата нового усилителя для наушников с балансным входом (по сути она и будет дискретный выхлоп на отдельной плате). Ее и планирую опубликовать, если результатом останусь доволен.

Здравствуйте!

Для ак4399 как нарисовано пойдёт номиналы пересчитывать никакие не надо?

А как звучит?Меня интересует отсутсвует ли неприятный окрас высоких как в оу?

Резисторы R1/R2 для ак4399 убрать. R3/4 — 1.5k. Если не будет хватать амплитуды на выходе, увеличить можно R14 до 3-3.3к, а С2 снизить до 330pF. Обязательно после добавить буфер, например оконечник из AH-P2, разделительную емкость придется ставить, 0 немного плавает или интегратор прикручивать.

Звучит как раз лекго и прозрачно, оу обходит заметно по легкости подачи, особенно на ВЧ. Главный и очень большой недостаток, тяжелая доставаемость оригинальных jfet полевиков! Желательно грейд BL. В Китае предупреждаю сразу — 90% фейки продают. Да еще их подбор в пары, итого небюджетный эксперимент получается. 

Сам пробую пока разные варианты дискретов с ООС и без в сочетании с AK4497, в smd исполнении. Пока к окончательному варианту не пришел, проблема упирается в хорошие парные сборки jfet полевиков, биполяры всеж уступают им (((.

Здравствуйте. Данный выхлоп ставил в разные проекты, всегда радовал звучанием. Сейчас имею ЦАП на АК4497, пытаюсь «поженить» их, но что то не сильно получается. У неё выход по напряжению, убираю R1/R2, с номиналами остальных резисторов как в схеме амплитуда зашкаливает все разумные пределы, звук при этом ессно сильно искажён, синусоида имеет неприглядный вид. Увеличиваю R9 с 470 Ом до 3 кОм, амплитуда падает, синус чистый, звук более-менее не плохой, но амплитуда при этом на выходе всего 1В. Довожу амплитуду до 2В уменьшением R9 до 2кОм, звуку снова сильно плохеет, прут искажения. Попробовал вернуть R1 R2, то есть перевести АК4497 в токовый выход, стало намного чище, амплитуда ровно 2 В, но вяло как то звучит, да и греться чипы стали, предполагаю пошли искажения самих чипов из-за возросшего сопротивления нагрузки (24Ом). Как считаете, перевод АК4497 в токовый выход это нормально для неё, или всё же поколдовать без резисторов I/U? И буфер желателен на выход? Есть вариант резистором R9 (увеличением) добиться хорошего звучания, а падение уровня компенсировать нормирующим усилителем, доведя его усиление до 2В на выходах. Как считаете? Нравится мне это схема, но вот что то с АК4497 не заладилось.(((  

Нельзя АК4497 переводить в токовый режим, его там попросту нет! У него выходы только по напряжению.

R1 и R2 убрать! Иначе спалите ЦАП.

Резистор R9 увеличиваем (но выбираем в диапазоне 1k-2.2k - уменьшение резистора увеличивает амплитуду на выходе), а R14 наоборот (1k-2.2k — уменьшение резистора снижает амплитуду на выходе). Подбор делаем по минимуму искажений. Сейчас этот макет разобран, но у меня по-мойму с ak4490 оба стояли на 1.5кОм.

И буфер очень желателен. Я ставил повторитель на выход как в AH-P2. Только токи ниже. Ключи Q3 — 2sk170, выходные 2sc2240.

Кроме этого полевики должны быть с грейдом BL, если GR — то снижаем стоковые резисторы — R7/10/6/11 (диапазон подбора 22-100Ом), ток первого каскада выбирается ~ 4-6мА.

При 2в RMS искажения выходят ~ 0.006% при 1в RMS ~ 0.001% Если постараться с подбором и если с полевиками повезло, то реально вытянуть и 0.0008%.

Понял. Огромное спасибо. Буду пробовать подбирать резисторы. У меня полевики 2sk246, 2sj103, такие удалось достать не много оригиналов, грейд GR, подбирать особо не из чего, поставил без подбора. Очень ценная информация, спасибо ещё раз. О результатах отпишусь.)))
Если использовать данный выхлоп с DSD1792 нужно ли что-то менять в схеме?
Менять не надо ничего. Должно работать. Если нужна амплитуда выше, то уменьшаем R9, гармошки, конечно, подрастут. 
Здравствуйте! Очень понравилась топология данного выхлопа. Собрал ваш усилитель с ТОС http://audiohobby.ru/usilitel-dlya-naushnikov-s-tos.html и очень доволен его звучанием, и у него сходная схемотехника как и у этого выхлопа. Если его использовать с ЦАП-ом имеющими выходы по напряжению а именно ESS9038 (Sabre), то как следует изменить его входную часть на резисторах  R1-R4? Хотелось бы придать сабрешке ту же свободу звучания как и в ушном усилителе. Думаю данный выхлоп должен быть схож с ним по звуку.
С ESS9038 не сталкивался, но боюсь, что данный выхлоп для не подойдет. Памятуя тему, когда изучал потенциал ES9018, то я понял смысла в использовании выходов по напряжению нет, так как качество  встроенных ОУ оставляет желать лучшего. Значит надо использовать  ES9018 в режиме токовых выходов. Но при этом использование резистора в качестве I-V, как у меня в схеме, для нее крайне не рекомендовали опытные товарищи.

Судя по даташитовской типовой схеме включения ESS9018 там как раз выход по напряжению, с выхлопом с фильтром. У ESS9038 всё аналогично. (Вставить схему у меня не получается, ошибка загрузки...) У меня в фильтре стоит LM6172 по балансу + LM6171 на RCA. Хорошо конечно работает но с некоторым минимальным окрасом, а хотелось бы свободы звучания чуть больше, «псевдовоздух» китайской сабрешки несколько напрягает, хочется выжать максимум из аналоговой части. 

А какое номинальное входное напряжение у вашего выхлопа?

Лучше ES9018 использовать в токовом режиме выходов, она это поддерживает. Выход по напряжению в ней бестолковый. В это режиме ее как-то довелось послушать, сплошная синтетика в сравнении с ak4490/4493. Если к выходу по напряжению прилепить это дискретный выхлоп, то толку всеравно будет мало, все искажения от встроенных ОУ.

Нужен токовый вариант с I-V, в моем варианте он сделан на резисторе в случае PCM1794, но для ES9018 это не вариант. Можно посмотреть как сделано в Lynx D48. Как варинат для нее I-V можно реализовать на балансном ОУ — OPA1632.

имею собранную заводскую плату с данным выхлопом для цапа на базе АК4399 и т.д. чипов. На борту имеются стабы 317\337, применялась плата как тестовая для проверки наработок по цапу. Обращаться на почту klaid1971@inbox.ru 

ценник платы 700 рублей без учета пересылки. Имеется подстройка постоянки на выходе. Плата настроена, двухканальная, размер 68х80 мм, установлены винтовые клемники на входы\выходы + питание.

Отписываюсь как и обещал.))) Ну вообщем вышло так: гармоники в цифрах смотреть было нечем, но смотрел спектроанализатором USB-осциллографа, в итоге спектр получился спадающий, с преобладанием второй гармоники, то есть красивый. Ток покоя поднять выше 4мА не вышло, хотя резисторы диффкаскада снизил аж до 18 Ом, с 68 Ом было всего 1,8мА, ну это ладно, вроде в норме. Затем начались пляски с бубном по поводу усиления, резисторами R9/R14... нашёл соотношение по звучанию именно то что хотел, звук чистый, детальный, вокалист прямо тебе в лицо поёт.))) Очень чёткая проработка инструментов и голосов второго плана, каждый звук отчётлив, никакой каши и близко. Но... это при напруге на выходе 1в rms, пробовал ещё снижать (думал будет ещё лучше) — пропадает «драйв» становится скучновато, слишком мягко. С повышением уровня (пробовал разные вариации R9/R14) растёт резкость, может кому и по нраву так, но по мне как то не очень. Всё контролировалось USB-осциллом-спектроанализатором, ещё раз повотрюсь — КНИ в количестве нулей после запятой не смотрел, не знаю, ноут новый, ещё не разобрался как там можно подключить к линейному входу, там одно гнездо под гарнитуру и ВСЁ(((. В общем нашёл для себя оптимум, звук просто шикарный на мой ух и с моей системой!!! По получившимся номиналам: R9 — 4.3кОм, R14 — 3кОм, С2- 330пФ, R6/R7/R10/R11- 18Ом, полевики уже писал выще какие, биполяры ВС550/560. Система: ЦАП на АК4497, УМЗЧ Натали NXP PRO, акустика Diatone DX-77Z (твикнутая по полной, с переклёкой подвесов на НЧ). Спасибо автору за классную схему, звучит отменно, особенно если приготовить её не как попало!!!)))
И да, R1/R2 я конечно убрал.))) С уровнем решил проблему нормирующим услилителем на выходе на LT1122 с коэффициентом 2, и буфером после ОУ на биполяре ( «система валенок»), в итоге получил на выходе сабжа ровно 2В rms. И теперь о «грустном», постоянка на выходах выхлопа в таком виде составила 45мВ, и ниже никак, вроде бы не так много, но на выходе норм. усилителя она так же выросла в 2 раза как и усиление. Пришлось ставить разделительные конденсаторы на выходы после буфера, на самый самый выход, ну тут как говориться из двух зол... Подбирать всё надо очень тщательно, тогда и с постоянкой проблем не будет, я не подбирал НИЧЕГО от слова СОВСЕМ. ))) Автор прав, если заморочиться с подбором, будет только лучше, но будет уже далеко не бюджетный и простой вариант как может показаться, глядя первый раз на схему, но оно того стоит!!! Звук — БОМБА, а что ещё надо!!!!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.