Доработка акустических систем Aleks ID-507F SE «Amati»

В целом неплохие акустические системы (АС) Aleks ID-507F SE «Amati», купленные мной лет 10 назад за $1000, я слушал довольно долго, пока у меня не появились качественные ЦАП и УНЧ, с которыми звучание этих АС стало казаться невыносимым: отчётливо слышалась «грязь» не только на СЧ и ВЧ, но и неприятный гул на НЧ.

Табличка с характеристиками находится на задней стенке АС:

Вопрос по замене конденсаторов в кроссоверах возник у меня практически сразу после покупки АС, так как когда я в первый раз посмотрел на плату фильтров, не поверил своим глазам: практически все установленные конденсаторы были неполярными «электролитами» от некоего производителя «SPT» (кроме одного плёночного номиналом 0,47 мкФ для ВЧ динамика, подключённого параллельно опять же «электролитам»):

Я даже написал письмо разработчику акустики Александру Ян-Беляевскому со следующим вопросом (дословно): «Имеет ли смысл заменить эти конденсаторы на, скажем неполярные электролиты Nichicon ES, или полипропиленовые конденсаторы MCap Supreme?». Ответ уважаемого разработчика оставлю здесь без комментариев (орфография и пунктуация автора сохранены, я лишь убрал некоторые вложенные кавычки): «В акустике применены японские аудио конденсаторы бумажно-плёночные филиала компании ELNA. С виду они похожи на электролиты. На самом деле это только банки. Сами конденсаторы ленточные-плёночные в бумаге и помещённые в алюминиевые банки от воздействия внешних наводок высокой частоты. На конденсаторах есть указатели No Polariti или NP что обозначает неполярные конденсаторы-неэлектролиты. Указателей плюсов и минусов тоже нет. Никаких электролитов в акустике нет!!! Nichicon ES применять в акустике нельзя, они не звучат и они нестабильные в работе. Наводки огромные. Хапают всё. MCap ставить можно но они очень большие и дорогие. Звучать будут но не лучше чем японские которые стоят филиала ELNA. Но можете поразвлекаться. Вдруг будет лучше. Чтобы было лучше надо менять акустику на более высокого класса модель EVERLY».

И вот я наконец-то созрел и решил «поразвлекаться» и доработать АС, чтобы использовать их по назначению, а не только в качестве красивой подставки. Для начала я изъял кроссоверы и динамики, и нарисовал принципиальную схему АС:Позиционные обозначения и номиналы резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности написаны на плате кроссовера, а сопротивления динамиков были измерены мультиметром и могут немного отличаться от реальных.  Решено было менять все «электролиты» в СЧ и ВЧ звеньях (C1, C2, C6, C7, C8, C9, C10) на «плёнку», оставив их лишь в НЧ звене (C3..C5), так как их замена реально не будет заметна. Я выбрал на замену недорогие китайские конденсаторы PAPRI, имеющие довольно широкий выбор номиналов и не очень большие габариты. Рассматривался также вариант применения хороших отечественных конденсаторов KZK, но я от их использования отказался, так как стоимость доработки АС возросла бы примерно в 2,5 раза. Три «электролита» C1, C2, C7 я заменил на два конденсатора PAPRI 40+47 мкФ, «электролиты» C6, C8 — соответственно на PAPRI 10+3,3 мкФ, в качестве C9 и C10 я применил имевшиеся у меня в наличии K73-11 2,2 мкФ и Mundorf MCap Supreme 1 мкФ соответственно.

Для начала заменяемые конденсаторы были демонтированы с каждой платы кроссовера:

а вместо 4-х саморезов, крепящих плату, вкручены шестигранные латунные стойки М3 высотой не менее 25 мм — для установки верхней дополнительной платы с новыми конденсаторами (я использовал по две стойки: нижние — длиной 8 мм — они имели достаточный ход резьбы для вкручивания хвостовика «папа» в пластмассу, а верхние — длиной 20 мм — обычные, с короткой резьбой «папа»). В отверстия перед вкручиванием стоек я добавил клей B-7000. Этот же клей я использовал для фиксации конденсаторов на новых платах, изготовленных из одностороннего стеклотекстолита толщиной 1,5 мм методом ЛУТ:

Для дополнительной жёсткости конденсаторы на новых платах зафиксированы стяжками. Монтаж конденсаторов осуществляется с обеих сторон (снизу располагаются конденсаторы номиналом 3,3 мкФ).

На место демонтированных «электролитов» на «старые» платы кроссовера впаиваются провода для соединения с верхней платой:

Сначала планировалось крепить эти провода к верхней плате через клеммники с шагом выводов 3,5 мм, но оказалось проще припаять их к контактным площадкам снизу новой платы. В результате фиксации элементов клеем B-7000 получилась довольно монолитная конструкция:

Для крепления верхней платы использовались винты М3 длиной 6мм с шайбами.

Перед установкой плат кроссовера на свои места необходимо выполнить дополнительное демпфирование корпуса АС, гасящее нежелательные вибрации и гудение. Закреплённый внутри штатный синтепон пришлось временно убрать, чтобы обклеить изнутри все стенки корпуса автомобильным звукопоглощающим клеящимся материалом толщиной 8 мм (хватило двух листов).

     

После этого синтепон был возвращён назад и закреплён на боковых стенках изнутри небольшим количеством клея «Момент-Кристалл».

У рассмотренной конструкции обнаружился один недостаток: высота полностью собранного блока фильтров (вместе с дополнительной платой) не позволяет установить его через довольно маленькое отверстие сзади АС. Поэтому перед установкой блока фильтров необходимо освободить верхнюю дополнительную плату, открутив винты её крепления. После этого платы можно поочерёдно вставить в отверстие сзади, но верхнюю плату придётся закреплять винтами через переднее отверстие для нижнего НЧ динамика. Чтобы винты в момент их прикручивания не падали, нужно использовать магнитную крестовую отвёртку или фиксировать винты на острие отвёртки отрезками двухстороннего скотча 3М (я использовал второй вариант). Пришлось повозиться, но всё получилось!

Поэтапный монтаж плат показан на следующих фотографиях.

Вид АС сзади — к платам подпаяны все провода, но винты крепления верхней платы сняты:

Верхняя плата с новыми конденсаторами просунута в отверстие сзади АС, а штатная плата находится почти на месте (осталось её «довернуть» и прикрутить к корпусу АС):

Штатная плата закреплена на корпусе АС сзади, а верхняя плата пока не зафиксирована винтами изнутри:

 

Верхняя плата закреплена винтами изнутри:

Всё на своих местах, осталось закрыть кроссовер синтепоном:

Так как провода изначально были припаяны (!) к лепесткам динамиков, было решено сделать соединение по-человечески — с помощью клемм в виде гнездовых соединителей шириной 4,8 мм и 2,8 мм (соответствующие штыревые разъёмы, входящие в комплект, не пригодились):

 

Хотелось бы обратить внимание, что плюсовые лепестки всех динамиков, кроме ВЧ — широкие (4,8 мм), а плюсовой лепесток ВЧ динамика — узкий (2,8 мм). Лепестки ВЧ динамика закреплены на довольно «хилой» пластмассовой пластине, легко плавящейся при нагреве паяльником, поэтому отпаивание от динамика проводов и последующее подсоединение клемм следует выполнять с большой осторожностью.

После установки кроссоверов и всех динамиков на свои места очень не терпелось проверить результат доработки АС: не зря ли всё это затеивалось? Оказалось, что не зря. Акустические системы стали звучать гораздо мягче и чище. Исчез неприятный гул на НЧ, а СЧ и ВЧ стали намного детальнее. Такие колонки хочется слушать!

Во вложении прикреплён файл архива с рисунком дополнительной печатной платы (в формате программы Sprint Layout 5) для использованных мной конденсаторов.

Вложение: Дополнительная плата конденсаторов для Aleks Amati.zip 5,90 KB (Скачиваний: 1)

10 комментариев

«Так как провода изначально были припаяны (!) к лепесткам динамиков, было решено сделать соединение по-человечески — с помощью клемм в виде гнездовых соединителей»

Любое штыревое/клемное соединение хуже пайки, так что от данной переделки пользы никакой, ну разве что чуть проще замену головки делать.

«японские аудио конденсаторы бумажно-плёночные филиала компании ELNA. С виду они похожи на электролиты. На самом деле это только банки. Сами конденсаторы ленточные-плёночные в бумаге и помещённые в алюминиевые банки от воздействия внешних наводок высокой частоты.»

забавно что «филиал ELNA» упаковывает свою плёнко-бумагу в банки от электролитов Nichicon ))) Кстати, не пробовали замерить ёмкость и разобрать один «японский аудио-бумажно-плёночный конденсатор филиала компании ELNA» любопытства ради? Что-то мне подсказывает что там будет «сюрприз».)) 

Да, клеммы поставил исключительно для удобства быстрого отключения динамиков при необходимости. Про ВЧ динамик вообще отдельный разговор: при пайке плавится пластмасса, на которой закреплены лепестки динамика. Так что пара таких перепаек — и колонки на помойку.

«Чудо-конденсаторы» разбирать не стал, а просто выбросил :) Хотя их заявленные номиналы соответствуют.

Ваш пример подтверждает сделанное мною уже года 2-а тому назад с неплохой акустикой Diatone DS-77Z

Так же были заменены неполярные электролиты на пленку К73-16, отличная отечественная пленка. Крупные номиналы подбирал запаралеливанием меньших. Так-же для «кошерности» заменил и цементные резисторы на мощьную пленку. 

И да! Заиграло все заметно лучше — делал по одной колоке и сравнивал, даже в моно варианте была разница. Полная пара превзошла мои ожидания.

Катушки на воздушном диэлектрике меньше красят звук.
Да, но для НЧ звена рекомендуется железный сердечник, иначе катушка получится очень большая и с большим сопротивлением. А на СЧ и ВЧ стоят катушки без сердечника.
Так-же на НЧ оставил с пермалоевым сердечником катушку. С воздухом и низкого сопротивления — она не лезла в корпус :)
Правильно. Тем более, что для НЧ динамиков, например в этой конструкции, частота среза фильтра 350 Гц, там не будет слышно ни сердечника, ни электролитических конденсаторов.
Если: — «Решено было менять все «электролиты» в СЧ и ВЧ звеньях (C1, C2, C6, C7, C8, C9, C10) на «плёнку», оставив их лишь в НЧ звене (C3..C5), так как их замена реально не будет заметна.», то как могло получиться: — «Исчез неприятный гул на НЧ»? Низкочастотное звено ведь осталось без изменений?))
Всё очень просто: благодаря обклеиванию стенок демпфирующим материалом изнутри звучание на НЧ стало гораздо «мягче», исчезло неприятное гудение.
странно, что такие очевидные вещи не были сделаны изначально производителем.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.