Акустические системы

Изготовление акустики своими руками. Ремонт, перемотка, доработка, акустических систем. Расчёт фильтров акустических систем.

В целом неплохие акустические системы (АС) Aleks ID-507F SE «Amati», купленные мной лет 10 назад за $1000, я слушал довольно долго, пока у меня не появились качественные ЦАП и УНЧ, с которыми звучание этих АС стало казаться невыносимым: отчётливо слышалась «грязь» не только на СЧ и ВЧ, но и неприятный гул на НЧ.

Табличка с характеристиками находится на задней стенке АС:

21

Привет всем любителям классного звука. Прекрасно понимая, что в понятие «классный» каждый вкладывает что-то свое личное и субъективное, не претендую ни на какую объективность, а просто хочу поделиться опытом построения своей стереосистемы (Рис.1), удовлетворяющей  моим вкусам и жанровым предпочтениям.  Быть может это кому-нибудь окажется полезным. А вкусы мои сформировались в семидесятых под влиянием, современной тогда, рок-музыки.  Black Sabbath, Uriah Heep, Deep Purple и другие известные группы были на взлете популярности и создали кучу шедевров, которые и сейчас хочется слушать. Сразу замечу, что я не знаю, как звучат дорогие импортные стереосистемы на этих жанрах, но хорошо знаю как звучали разные советские колонки и усилители, где в качестве источников были магнитофоны  и вертушки. И понял, что добиться “легкого”, неутомительного звучания тяжелой музыки не так уж просто как кажется.  Причем, добиться этого не за счет потери чего-то в звуке или приукрашивания его. А путём устранения вредных резонансных явлений («бубнения», «гудения», «крикливости» и т.д.), которые наносят наибольший вред комфортному прослушиванию. А причин для возникновения акустических и механических резонансов в таком энергетически-насыщенном спектре музыки достаточно. В результате воздействия этих паразитных явлений на, и так, сложный сигнал получаем искажения, а вместо музыки – какофонию. Тот опыт, которым хочу поделиться с  вами, приобрел на собственных ошибках в результате экспериментов. Но, то чего я добился, оказалось лишь “хорошо забытым старым”. Поэтому буду давать некоторые ссылки на материалы, где люди знали и писали об этом уже с середины прошлого века. 

  При доработке ставилась цель -  убрать визг на частотах близких к резонансной,  расширение полосы — вниз, и повышение качества звука -в целом.

  Прежде всего — доработка магнитной системы. Керн сверлится сверлом 12мм на глубину — 15мм. подвижную систему можно использовать родную, при условии, выпуск — до развала союза. Можно заказать на Али, шелк или композитный титан(только на тканевом подвесе) — дело вкуса. Для советской подвижки понадобится кольцо из эмалированного провода диаметром 0.5-0.6 мм, его следует вклеить в угол паза, выфрезерованного под подвижную систему, бумажные кольца следует снять. Подвижная система приклеивается к этому проводу. Клеить следует клеем «Момент» Для советских «подвижек» резонанс составит менее 1 КГц.  Для шелка и титана — около 500 Гц.

   Подкупольное пространство (включая выемку в керне) заполнить не плотной ватой.

  Для импортных «подвижек» дорабатывается и пластик: на бердских пищалках подрезается фланец и рупорок, на рижских и северодонецких — рупорок, подвеса и подвижки ничего не должно касаться.

  Советской промышленностью выпускался 10 ГД 36К (10ГДШ-2), для систем низкого класса — самое оно, для хорошего звука  не годился по ряду  причин: малый динамический диапазон, большие искажения, острая направленность на ВЧ- при плохом их качестве (большая масса) и некудышние низкочастотные возможности. Справедливости ради следует отметить  хорошую средину. 

  Заставить 10ГДШ хорошо работать удалось после значительной переработки. От 10ГДШ остался диффузор, центрирующая шайба и корзина. Недостающее  позаимствовал: 10ГД34- катушка, 15ГД14- магнитная система, подвес- тонкий, мягкий ППУ подвес- Альфард (можно заказать на Али, бренд значения не имеет). Керн магнитной системы желательно просверлить — 12мм. Хороший результат  получается с магнитом от китайских овалов (размер магнита как у 15ГД14)

 Звучание 75ГДН/100ГДН — оставляет желать лучшего. 100 ГДН3/75ГДН3 звучат приятнее собратьев на резине, но и недостаток  добротности  проявляется больше.

  Повысить добротность  можно, уменьшив связь катушки с магнитом и уменьшением ее массы, не проиграв в  звуковом давлении. Смотав один слой катушки  можно  решить эту задачу.